Мотив - это ценностная установка человека перед совершение какого-либо поведенческого акта, осуществления деятельности.
В рамках отечественной психологии понятие мотива очень сильно интегрировано в структуру деятельности и тесно связано с понятием потребности.
Потребность - состояние человека нужды в чем-либо, определенных условиях жизни, деятельности, материальных благах.
Мотив выступает опредмеченной потребностью, конкретным способом ее удовлетворения. Он играет важнейшую роль в организации деятельности личности, т.к. без мотива организация самой деятельности как таковой невозможна. В рамках взаимоотношений с деятельностью мотивы выполняют три функции:
С точки зрения Х. Хекхаузена мотивы выполняют разные функции на разных этапах осуществления деятельности. На начальном этапе мотив выполняет роль побудителя, активизатора деятельности. На этапе выполнения мотивы обеспечивают высокий уровень активности индивида по отношению к деятельности. В рамках завершающего этапа мотивы участвуют в эмоциональной оценке полученного результата, происходит положительное подкрепление мотивов.
Существует несколько классификаций мотивов, рассмотрим их особенности.
А.Н. Леонтьев разделял мотивы на побуждающие и смыслообразующие, в зависимости от их роли в структуре деятельности. Побуждающие - это мотивы-стимулы, которые дают непосредственный сигнал к появлению деятельностной активности. Смыслообразующие мотивы в свою очередь обуславливают личностную значимость выполняемой субъектом деятельности, именно они отвечают за поддержание высокого уровня эффективности личности в процессе работы и итоговую оценку результатов. Смыслообразующие мотивы находятся на более высокой ступени в системе иерархии по сравнению с мотивами-стимулами.
По предметному содержанию мотивы можно разделить на:
Также можно разделить мотивы на осознанные - которые непосредственно представлены в сознании личности и оказывают прямое влияние на ее деятельность и неосознаваемые. Последние могут проявляться посредством влечений и установок. Влечение - это психическое состояние неразличимого, синкретического ощущения неосознаваемой потребности. Установка - это психическое состояние неосознаваемой готовности к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребности.
С точки зрения общественной значимости выделяют:
По взаимосвязи с различными этапами процесса деятельности можно выделить ситуационные мотивы, которые выступают непосредственными стимулами к активизации деятельности в конкретной ситуации, мотивы целей, которые определяют конечный итог деятельности и стремления личности, а также, мотивы выбора средств и способов достижения цели. Они задают особенности протекания процесса деятельности, его характеристики.