Преемственность с точки зрения философии означает непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, который имеет обще-специфические цели для каждого воспитательного периода, которые отталкиваются от конкретного возраста ребенка.
Вопрос о возможности преемственности между дошкольным и школьным образованием имеет актуальность во все времени. Педагоги, психиатры и современная образовательная среда ставят поиск ответа на этот вопрос в первый ряд приоритетных задач, которые должны быть разрешены в педагогическом процессе.
В период модернизации и инновационного прогресса важнейшими качествами личности определяются: инициатива к чему-либо, способность мыслить творчески, находить нестандартные решения, развитым пониманием о том, что нужно развиваться всю жизнь. Педагоги и психиатры сходятся во мнении, что все эти качества формируются с детства.
Преемственность между дошкольным образованием и школьным на современном образовательном уровне рассматривается как одно из обязательных условий образования ребенка, оно должны быть непрерывным. Под непрерывностью понимается взаимосвязь, согласованность и перспективы всех компонентов системы образования на каждом этапе образования для обеспечения преемственности в методиках воспитания детей.
Преемственность является двухсторонним процессом:
Иными словами, преемственность - это последовательный переход от дошкольной программы образования к школьной, выражающий сохранность и постепенность в изменении содержания, формы, методологии, технологии образовательных процессов.
Цель преемственности – обеспечение личности ребенка полноценного развития в физиологическом, психическом благополучии, протекающим в период перехода от дошкольного образования к школьному, направленность которого характеризует собой, перспективное формирование личности ребенка, опираясь на его полученный ранее опыт.
Преемственность поможет создать единый мир образовательного развития, в котором взаимодействие дошкольного и начального образования будут эффективно-зависимыми.
Для преемственности в современной образовательной сфере существуют следующие основания:
Основным моментом в преемственности и её реализации является определение степени готовности ребенка перейти от обучения в детском саду к обучению в школе. Это является главной задачей работы образовательных учреждений.
Дошкольное образование должно создать фундамент развития ребенка, базовую особенность культуры личности. Это даст возможность ребенку успешно овладеть разнообразными видами деятельности и областями знаний на последующих ступенях образования.
Структура преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы подразумевает под собой совмещение по всем темам образования, таким как: грамота, математика, развитие речевых навыков.
Итогом эффективного и плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и детского сада, родителей детей и воспитанников должны стать развитые интегрированные качества школьника, которые будут служить основной для формирования компетенций, требуемых для эффективного обучения детей.
Следует выделить основания преемственности, с помощью которых будет обеспеченна общая готовность воспитанников к освоению первой ступени образования. Эти основания являются ориентиром образовательной составляющей на этапе дошкольного образования, с одной стороны, с другой стороны, они являются исходными ориентирами для начального образования.
Основаниями преемственности являются:
Преемственность в образовательной сферой должно развиваться на всех переходных этапах ребенка на новую ступень обучения. Материальная успешность целиком зависит от последних лет обучения в школе. В этот период важно показать возможное будущее воспитанника и профессий, доступных для него. К моменту поступления в ВУЗ ученик должен четко понимать и видеть себя в выбираемой им профессии. Это возможно только благодаря преемственности между школой и ВУЗами.