Наиболее важным аспектом в процессе формирования и внедрения системы сбалансированных показателей на предприятии является этап подготовки. На данном этапе руководством предприятия определяются для каких структурных подразделений предприятия необходимо использовать и внедрять данную систему.
Здесь необходимо учитывать, что система сбалансированных показателей представляет собой основывается на существующей стратегии развития предприятия. Это приводит к тому, что в процессе подготовке к разработке основных показателей, включающихся в систему необходимо завершить разработку системы.
При выборе конкретных подразделений, для которых будет разрабатываться и внедряться система сбалансированных показателей необходимо учитывать следующий факт: чем больше подразделений предприятия будут регламентированы с помощью данной системы, тем проще будет декомпозировать цели деятельности организации с верхнего на нижние уровни.
Одним из наиболее важных мероприятий в процессе подготовки к внедрению системы сбалансированных показателей является анализ перспектив дальнейшего развития предприятия. По итогам анализа данных перспектив осуществляется подбор и разработка стратегических мероприятий, связанных с достижением нескольких наиболее важных для организации целей.
Таким образом, в качестве предпосылок разработки и внедрения системы сбалансированных показателей являются:
По итогам подготовительного этапа начинается активная разработка системы сбалансированных показателей. Как уже отмечалось, данная система может быть разработана как для всего предприятия в целом, так и для отдельных его подразделений.
В качестве основных шагов в разработке системы стратегических показателей можно выделить:
При формировании системы стратегических показателей необходимо учитывать, что именно стратегические цели являются наиболее важными для организации. Для обеспечения эффективной системы планирования и реализации данных целей необходимо сформировать систему финансовых и нефинансовых показателей, на основе которых позже разработать целевые, плановые и фактические значения. На достижение данных целей будут и направлены различные стратегические мероприятия, по которым определяются сроки реализации, уровень затрат и ответственности конкретных лиц.
Результатом разработки системы стратегических показателей является четкое понимание стратегии и создание системы оперативного мониторинга ее внедрения в практику работы подразделений организации. Здесь наиболее важную роль играет информированность персонала о внедрении данной системы, уровня ключевых показателей, а также эффективность передачи целей на нижние уровни. Особое внимание необходимо уделить вопросам планирования и отчетности руководителей подразделений. Таким образом, можно говорить о том, что система сбалансированных показателей является одной из новых концепций управления на предприятии.
По итогам разработки системы сбалансированных показателей, необходимо учитывать, что именно стратегические цели, а не показатели их достижения, являются ее основой. Таким образом, можно говорить о том, что лучше не включать в систему бесполезные показатели, если в их основе не лежат конкретные стратегические цели.
Исследуя практику внедрения системы сбалансированных показателей в организации, можно говорить о том, что они разделяются на несколько основных видов.
В качестве финансовых показателей, можно выделить:
К потребительским показателям можно отнести:
Показатели эффективности отдельных процессов:
Сбалансированные показатели в области развития организации:
Все представленные составляющие системы сбалансированных показателей позволяют наиболее эффективно реализовывать стратегию развития предприятия. При этом по каждому из представленных показателей устанавливается наиболее эффективный уровень на основе анализа критических факторов, влияющих на деятельность организации, и конкурентных преимуществ, которыми обладает предприятие. Так, критические факторы определяются на основе практики деятельности предприятия, а конкурентные преимущества благодаря анализу отрасли и итогов проведенного управленческого анализа.