Мотивация как управленческий процесс заключается в создании мер административного или экономического характера, побуждающих сотрудников к повышению эффективности выполняемых обязанностей.
Существуют различные подходы к определению мотивов людей, основанные на необходимости удовлетворения потребностей или поведенческом опыте.
В рамках организации, мотивация сотрудников в основном направлена на его социальную и экономическую область деятельности. При этом, эффективность мотивации зависит от принятого стиля руководства. Постоянное, неразумное применение мер как отрицательного воздействия (выговор, взыскание, понижение в должности), так и положительного (поощрение, благодарность, продвижение по службе) неизбежно приводят к снижению их мотивационной направленности.
Важно проводить мотивацию, максимально соизмеряя возможности организации и ожидаемые результаты удовлетворения потребностей сотрудников.
Особенностью мотивации самих менеджеров как сотрудников является понимание, что выбранная модель мотивации по отношению к ним отразится на сотрудниках, находящихся в их подчинении.
Менеджеры, являясь управленческим звеном организации, осознанно воспринимают необходимость мотивационных мер и могут субъективно оценивать проводимую руководством мотивационную политику.
Существует особенности движущих мотивов менеджеров, связанные с их руководящим положением. В соответствии с этими особенностями осуществляется выбор методов и средств их мотивирования.
Мотивы менеджеров:
Для диагностики мотивации существует большое количество методик проективного типа и опросников. Для работы с методиками требуется профессионализм человека, занимающегося интерпретацией результатов. Это может быть психолог организации или имеющий психологическую подготовку опытный сотрудник кадровой службы.
Мотивация успеха и боязнь неудачи.
В основе мотивации на успех лежит позитивная активность, люди с выраженной мотивацией такого характера уверены в своих личных и профессиональных качествах, готовы решать проблемы и способны привносить новые идеи.
Боязнь неудачи, являясь мотивом деятельности имеет негативный характер, так как связана с постоянным напряжением, переживаниями человека. Это отражается на характере его деятельности: безынициативен, задумчив, избегает ответственности. Если менеджер имеет мотивацию, связанную с боязнью неудачи, то необходимо принимать меры по изменению этого вектора, вплоть до перевода на другую должность.
Для диагностики мотивации применяют тестовые опросники.
Диагностика надежды на успех.
Тест мотивации достижения. Основан на опроснике А. Мехрабиана – соизмеряет степень стремления к успеху и степень желания избежать неудачи.
Опросник мотивов личности.
Список личностных предпочтений А. Эдвардса. Представляет собой шкалу из 15 потребностей с индикаторами (210 пар утверждений). Необходимо выбрать одно утверждение из каждой пары. Результаты определяются в процентном соотношении и в сравнении с выработанными нормативными показателями.
Опросник для измерения мотивации достижения.
Разработан для мужчин и женщин. В основе теория мотивации достижения Дж. Аткинсона. Факторный анализ 26 пунктов. Учитывает особенности мотивации на успех и боязни неудач. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие - тенденцию избегания.
Диагностика мотивации являются частью системной работы, направленной на выявление талантливых менеджеров и поддержание их трудового потенциала.
В систему мотивации входит:
При низких результатах мотивационной работы процесс повторяется.
Системность работы по данному направлению действительно может иметь очень высокие результаты в отношении повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Правильная мотивация управленческого персонала, координирует работу всей организации, менеджеры отделов и подразделений, мотивированные не только на индивидуальные результаты, обеспечивают плановую и эффективную работу всей организации.