Для многих отечественных и зарубежных организаций характерно применение собственных стандартов корпоративного управления. Однако, из-за слабой развитости отечественной теоретической и практической базы в данной области, международные стандарты получили обширное распространение, что требует детального их исследования.
Применение международных стандартов корпоративного управления связано с необходимостью предоставления гарантий надежности инвестиций, формирования возможностей для создания полной и объективной информационной базы о деятельности компаний. Данная информация чаще всего применяется для привлечения иностранных инвесторов с целью капиталовложений в отечественные предприятия.
Рассматривая международные стандарты корпоративного управления, можно отметить, что они были законодательно закреплены Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным Банком.
Рассматривая действующие стандарты в области корпоративного управления можно говорить о том, что ключевым из них выступают принципы корпоративного управления ОЭСР. Данная организация была сформирована еще в 1960 году. Целью ее функционирования является формирование для всех участников основных принципов создания внутренней экономической и социальной политики. За 38 лет работы руководство организации разработало на основе практики более 1000 компаний стандарты и нормы корпоративного управления.
Итогом деятельности организации стало возникновение в 1999 году основного документа, в котором представлены международные стандарты корпоративного управления. Данный документ включает в себя основы формирования корпоративной системы управления, которая может применяться на предприятиях всех стран-участников объединения.
Однако, здесь необходимо сделать оговорку, что сформированные принципы могут применяться не только в рамках ОЭСР, они применимы и для других государств, финансовых институтов, инвесторов и предприятий, оказывающих влияние на формирование и совершенствование корпоративного управления в мире.
Исследуя данный международный стандарт корпоративного управления, можно говорить о том, что он не является обязательным, а носит лишь рекомендательный характер. Однако, его применение позволяет создать эффективную национальную нормативно-правовую базу, позволяющую отдельным субъектам национальной экономики формировать свои корпоративные стандарты управления.
Также необходимо отметить пять основных областей, которые затрагивают исследуемые стандарты:
Отдельно необходимо отметить, что вопрос разработки международных стандартов четко отражен в Кодексе корпоративного поведения или Кодексе наилучшей практики. Для многих экономически развитых стран данный кодекс является основой корпоративного поведения.
Кодекс корпоративного поведения включает в себя несколько основных аспектов, которые могут быть сформулированы следующим образом:
Следует отметить, что благодаря использование кодекса корпоративного поведения предприятия могу выявить новые конкурентные преимущества. Таким образом, ключевой задачей данного кодекса является формирование таких международных стандартов, которые могут быть многофункциональными и применяться для создания корпоративных моделей в условиях законодательства той или иной страны.
Благодаря соблюдению основных положений кодекса создаются наиболее эффективные корпоративные системы управления предприятий.
Также разработкой международных стандартов корпоративного управления занимался Европейский банк реконструкции и развития. В соответствии с методическими рекомендациями, которые были выпущены им, основной целью применения таких стандартов является формирование условия для обеспечения взаимовыгодных условий сотрудничества между предприятиями, кредитными организациями и инвесторами. Принципы, которые лежат в основе данных стандартов, позволяют адаптировать их к условиям отдельных государств, а также с учетом их нормативно-правовой базы.
Другими международными стандартами корпоративного управления являются:
Однако, данные модели основаны на описанных выше принципах, что позволяет говорить о наличии общности принципов международных стандартов корпоративного управления. Это не уменьшает значимости данных моделей, однако в основе основных международных моделей корпоративного управления лежат чаще всего именно представленные выше модели.