Рассматривая понятие корпоративного управления, можно говорить о том, что оно представляет собой определенную систему взаимодействия между различными субъектами. Данная система необходима для отражения всех интересов органов управления и заинтересованных лиц.
Ключевой задачей корпоративного управления является максимизация прибыли путем деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Рассматривая практику внедрения систем корпоративного управления, можно говорить о том, что в России уделяется значительное внимание данному аспекту не только со стороны различных государственных органов, но и со стороны обеспечения различных прав инвесторов. Здесь стоит также отметить, что наличие интереса компании к системе корпоративного управления, не всегда означает готовность к проведению изменений в области управления. По итогам исследований различных экспертов порядка 80% всех опрошенных руководителей компании отмечают актуальность проблемы корпоративного управления, но только 4% из них отметили неудовлетворенность своей системой корпоративного управления. Это позволяет говорить о том, что современные руководители в значительной мере недооценивают необходимость корпоративного управления, а также его взаимосвязь с государственной системой управления.
Исследуя модели корпоративного управления, следует отметить тот факт, что на сегодняшний день в практике управления не сформировано единого принципа построения структуры управления корпорацией, однако в практике выделяется две основные модели:
Рассматривая различия представленных выше моделей, можно говорить о том, что для первой из них наблюдается распыленность интересов всех участников корпоративного управления, что приводит к отсутствии представления одних интересов или их группы в корпоративном управлении. Для второй же характерна концентрация собственности, что позволяет соблюдать интересы отдельных групп собственников.
Рассматривая понятие корпоративного управления необходимо отметить основных его участников, к которым относится:
В рамках корпоративного управления применяется несколько основных стандартов и правил, которые необходимо рассмотреть более детально.
Данный документ был сформирован Европейским банком реконструкции и развития во взаимодействии с компанией «Куперс энд Лайбранд». Официальной датой публикации данного документа является 1997 год. Целью создания Рациональных деловых норм и корпоративной практики ЕБРР является разработка понимания компаниями общих моментов взаимодействия с кредиторами и инвесторами в процессе реализации инвестиционных решений. В соответствии с рассматриваемым документом и корпоративной практике Европейского банка реконструкции и развития компаниям предлагается ряд принципов работы, которые позволят сформировать эффективные взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.
В качестве основного документа в области стандартов корпоративного управления выступают Принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития. Данный документ представляет собой международный стандарт построения корпоративного управления для многих экономических объектов, действующих в различных отраслях экономики.
Данный стандарт не является одним из обязательных в области корпоративного управления, однако чаще всего применяется в области государственного контроля и регулирования корпоративного управления, а также совершенствования нормативно-правовой базы.
Еще одним из наиболее распространенных стандартов корпоративного управления является кодекс корпоративного поведения, который включает в себя не только различные международные рекомендации, но и лучшие практики в области корпоративного управления наиболее развитых в этом плане компаний. Рассматривая практику развитых стран, можно говорить о том, что они применяют данный кодекс для разработки национальных стандартов в области корпоративного управления.
Данный кодекс включает в себя:
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в научной литературе по проблематике управления корпорациями разработана значительная теоретическая база, а также сформированы основные правила и стандарты работы в области корпоративного управления.