Под организационным поведением понимается совокупность действий и поступков работников организации, которые обусловливаются влиянием эндогенных и экзогенных факторов.
Понятие «организационное поведение» было введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих реакций работников на воздействия со стороны организации (стимулы, санкции, ролевые и административные требования, предписания).
Организационное поведение как явление изучается широким кругом дисциплин, таких как психология, социология, конфликтология, менеджмент и другие, что обусловлено многообразием классификаций данного явления, его многогранностью и комплексностью.
Выделяют широкий ряд оснований для классификации организационного поведения. Приведем наиболее распространенные классификации:
Данные виды организационного поведения характеризуют не только поведение каждого отдельного индивида или коллектива, но и всей организации в целом как единой системы во взаимоотношениях с другими организациями, государством, внешним миром.
Каждый вид организационного поведения может быть объяснен с точки зрения влияния тех или иных групп факторов:
В качестве наиболее значимых факторов, влияющих на организационное поведение работников, можно выделить следующие.
Социальная роль работника в организации.
Под социальной ролью понимается модель поведения человека в системе трудовых отношений, соответствующая его месту в организации, его задачам и целям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.
Социальная роль характеризует ожидания коллектива от конкретного работника, в связи с занимаемой им должностью в организационной структуре, что определяет его поведение, например, будет оно управленческим или исполнительским.
Круг общения работника в организации.
В зависимости от круга общения, как системы межличностных отношений в коллективе, формируется организационное поведение работника, в частности, определяется степень его агрессивности или ассертивности, иными словами, круг общения обусловливает, будет человек учитывать права и интересы окружающих или нет.
Особенности восприятия работником организации своего окружения.
На организационное поведение работника организации влияет восприятие им своего окружения. Например, в зависимости от оценки работником своих коллег, текущей ситуации в организации, он выбирает, будет он вести себя конструктивно, с целью организовать себя и свое окружение, или деструктивно, что приведет в итоге к дезорганизации и хаосу.
Взаимоотношения в коллективе.
Характер отношений работников организации друг с другом, совпадение или несовпадение их ценностей, целей, интересов оказывает существенное влияние на организационное поведение как отдельного работника, так и коллектива в целом. Например, такие виды организационного поведения, как ассертивное и агрессивное, напрямую зависят от взаимоотношений в коллективе.
В целом, каждый конкретный вид организационного поведения обусловлен одновременно широким рядом факторов, и для его выявления с целью дальнейшего изучения и воздействия на организационное поведение необходим детальный комплексный анализ всех внешних и внутренних воздействий на отдельного работника, коллектив и организацию в целом.