Нарушения в слоговой структуре слова обуславливаются наличием кинетической апраксии, которая характеризуется тем, что ребенок не способен плавно переходить от одной словесной модели к другой модели. У детей с моторной аллалией не не формируется операция интеграции, то есть отдельные слоги не объединяются в артикуляционную программу. Ребенок не способен произнести слог изолированно.
Слоговую структуру обследуют в первую очередь, так как на ее основе логопед имеет возможность предположить степень недоразвития речи у ребенка. Если элизии преобладают в речи, это первый уровень недоразвития речи, то есть отсутствуют фразы. Если имеет место персеверация, итерация, антиципация и контаминация, - это второй уровень недоразвития речи, то есть ребенок начинает овладевать фразовой речью. Постановка слогов характерна для третьего уровня, у ребенка отмечена развернутая фразовая речь.
Антиципации – это предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, замена ребенком слогов в словах: «баририна» - балерина, «деверья» - деревья, «пипитан» - капитан и пр.
Примеры антиципаций в письменной речи:
Основанием ошибок вышеуказанных видов служит слабость дифференцировачного торможения в коре головного мозга ребенка.
Ошибки на уровне слова. В отличие от устной речи, когда слова в ходе разговора произносятся слитно, на едином выдохе, в письменной речи слова стоят обособленно, что требует особого внимания. Несовпадение в нормах устной и письменной речи привносит ряд трудностей в начальное обучение письму. При написании обнаруживается такой распространенный дефект при анализе и синтезе слышимой речи, как нарушение индивидуализации слова: ребенок не способен уловить и вычленить в потоке речи ряд устойчивых речевых единиц и их элементов. Это приводит к тому, что ребенок слитно пишет смежные слова или пишет раздельно части одного слова.
Раздельное написание частей слова отмечается чаще всего в следующих ситуациях:
Отмечается масса ошибок следующего плана: «по дкроватью», «по дстулом», «отнеси книгу отварищу», «за зашиной» - за машиной и пр., что может быть объяснено фонематическими особенностями слогораздела на границе предлога и следующего слова.
Обычно слитно пишутся служебные слова – предлоги и союзы – с последующим или предыдущим словом, например, «ветви елии сосны». Часто отмечают случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо» и пр.
Своеобразными являются ошибки по смещению границ слов, которые включают одновременное смешение смежных слов и разрыв одного из них, например «удедмо Рза» - у деда Мороза.
При грубом нарушении звукового анализа отмечаются контаминации слов.
Контаминация – это ошибочное воспроизведение слова, которое является смешением элементов двух или более слов.
Например, «белток» - белок и желток, «лептбау» - лепят бабу, «блям» - была зима, «мишкпаркилрит» - в мешке подарки для ребят и пр.
Морфемный аграмматизм отражает в письменной форме трудности анализа и синтеза частей слов. Ошибки могут быть обнаружены на этапе операции словообразования. Так, например, стараясь подобрать проверочное слово, чтобы прояснить конечный согласный звук могут быть созданы образования, несвойственные для языка: мёд – мёдик.
Образуя существительные при помощи суффикса – ищ- : рука – «рукища», нога – «ногища».
Ошибки в словообразовательной функции отмечается особенно четко при образовании прилагательных от существительных, например: цветок, растущий в поле – поленой цветок; хвост медведя – медведин, медведий хвост.
Ошибки на уровне предложения
Основное количество специфических ошибок на уровне словосочетаний или предложений выражается так называемыми аграмматизмами, то есть нарушениями в связях слов: согласовании и управлении. Слова изменяются по категориям рода, числа, падежа и времени, что образует достаточно сложную смесь кодов, которая помогает упорядочивать обозначаемые явления, выделять признаки и относить их к определенной категории. Недостаточная степень языковых обобщений не дает возможности школьникам улавливать категориальные различия частей речи.
Составляя сообщения из слов необходимо уметь удерживать исходные элементы в кратковременной памяти, чтобы их синтезировать, а не хранить в долговременной памяти целостные словесные комбинации.
Хомский Н. разработал теорию, касающуюся существования глубинной грамматики, одинаковой в своем фундаменте для разных языков. Такой фундамент регламентируется жестким ограничением объема кратковременной человеческой памяти. Из-за сужения объема оперативной памяти возникают ошибки согласования и управления в процессе составления сообщений из слов: «большая белая пятна», «старшие из рыбаков сказал…» и пр.
Некоторые трудности вызывает использование в речи однородных членов предложения.
Неумение выделять ведущее слово в словосочетании вызывает возникновение ошибок согласования, даже если писать под диктовку. Например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив».
Наиболее значительное количество ошибок возникает при использовании на письме норм управления: «на ветки деревьях», «по дорожках сада» и пр.
Контаминации слов, преимущественно, представляют собой признак тяжелого речевого нарушения и могут быть отмечены в письменных работах как детей, так и взрослых.