Язык духовной культуры народа


Язык духовной культуры народа

Под духовной культурой понимается многослойное образование, объединяющее художественную, нравственную, познавательную и другие культуры. Также культура - совокупность нематериальных сущностей таких, как правила, нормы, духовные ценности, законы, ритуалы, символы, язык, мифы, знания, обычаи. Духовная культура является качественным показателем духовной жизни общества.

Под языком духовной культуры следует понимать деятельность общества, которая направлена на сохранение, транслирование и потребление духовных ценностей. Духовная культура общества выражается через различные сферы человеческой деятельности: через мораль, религию, философию, науку, искусство, политико-правовое осмысление прогресса.

Таким образом, культура объединяет в себе всю человеческую деятельность.

Замечание 1

Именно человеческая деятельность как особая специфическая форма существования способствовала выделению человеческого общества из природы.

Язык духовной культуры

Человек для реализации своего творческого потенциала может прибегать к различным формам культуры, каждая из которых обладает своей собственной, специализированной системой символов и знаков, которая призвана отражать по-своему суть человеческой жизни.

Целостное развитие культуры осуществляется в различных направлениях и затрагивает все сферы духовной и производственной деятельности. В процессе развития включенные в общий культурный контекст ценности превращаются в относительно самостоятельные сущности путем углубления их специализации. Здесь следует назвать:

  • религию,
  • мифологию,
  • искусство,
  • науку.

Рассмотрим подробнее универсальные формы духовной культуры.

Формы духовной культуры

Миф – это первый язык культуры, первая ее форма. Посредством мифа человек отождествлял себя с силами объективного бытия. Миф, являясь формой отражения культуры, отражает мировоззрение древнего человека, в котором природа одушевляется и воспринимается как некая грозная сила, воплощение воли которой осуществляется посредством различных мифологических существ: богов и демонов, во власти которых и милость, и наказание.

Мифология представляет собой древнюю систему ценностей. Это первая ступень культурного развития общества, которое движется от мифа к закону, от вымысла к знанию.

В современной культуре миф выступает архаичным компонентом. С развитием науки и культуры значение мифа часто обесценивается в связи с неадекватностью картины относительно современной социокультурной модели общества. Но потенциал мифа просто огромен. Посредством мифа современная культура обогащается новыми средствами и способами символического мышления. В мифе рациональное и иррациональное представлены в единстве, здесь все символично и условно, что обеспечивает совместимость несовместимого.

Замечание 2

В развитых культурах посредством мифа осуществляется усиление ценностей, заостряется внимание на том или ином их аспекте.

Религия

В религии так же как и в мифе выражается потребность в ощущении причастности человека к основам бытия. В развитых религиях непосредственная жизнь природы перестает являться основанием его жизни. Теперь основами бытия мыслится потусторонний мир, где обожествляется сверхъестественное, которое связано с духом, с его свободой и творчеством. Переход от обожествления природы к сверхъестественному абсолюту освобождает человека от слитности с природой и внутренней зависимости от ее сил.

Религиозная основа бытия начинает доминировать в культуре, сменяя миф. Главным постулатом религии выступает вера – вера в Бога, или в силы, которые нельзя постичь разумом. Этот постулат лежит в основе всех религиозных ценностей.

Замечание 3

Если рассматривать взаимосвязь культуры и религии, то первоначальным элементом в этом союзе выступает культура, которая является основанием для становления религии. Позже, когда происходит утверждение религии, последняя начинает влиять на культуру, изменяя ее.

Искусство

Посредством искусства человек создает вторую реальность, которая характеризуется как чувственный мир, представляющий совокупность образно-символических средств, призванных отражать жизненные переживания человека. Это еще один вид языка культуры.

Самовыражение и самопознание являются важнейшими потребностями человеческой души.

В художественном освоении действительности отражаются все ценности искусства. В задачи искусства входит познание прекрасного посредством художественного осмысления человеком явлений реального мира. Искусство призвано обогащать культуру посредством художественную деятельности, привнося в нее новые эстетические субъективные представления о мире, систему образов, отражающих смысли и идеалы современного времени.

Искусство воспроизводит мир в трех измерениях:

  • прошлое,
  • настоящее,
  • будущее.

В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Но объединяет все эти ценности то, что в их основе лежит обращение к личности. Поэтому роль искусства в культуре носит противоречивый характер. Искусство может воспитывать идеалы и, наоборот, разрушать их. Но благодаря своей открытости искусство поддерживает системы ценностей культуры, осуществляет свободу выбора, воспитывает духовную независимость и свободу духа.

Философия

Философия – это также одна из форм духовной культуры, ее язык. Посредством философии выражается мудрость. Философия стремится к рациональности в объяснении явлений бытия. Философия обращена к смысловым основам бытия и отражает мир в ценностно-смысловом измерении. Поэтому философия являет собой теоретическую основу мировоззрения.

Философия – это теоретическая душа культуры, которая характеризуется многообразием философских учений.

Наука

Наука как форма и язык духовной культуры представляет мир посредством рационального его освоения. Наука – это относительно новый институт культуры, который явился следующей ступенью в процессе развития. В отличии от мифа, религии и философии наука оперирует точными данными. В ней разработаны специальный комплекс методов для установления достоверности и истинности полученных знаний. Знания выступают как объективный субстрат, который исключает всякое присутствие оценочности.

Таким образом, духовная культура выражается посредством форм культуры, языка культуры. Для каждой формы культуры характерен свой комплекс символов и знаков, призванный отражать объективный мир в процессе творческой человеческой деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :