Социокультурный анализ


Социокультурный анализ

Понятие социокультурного анализа

В настоящее время в науке наблюдается тенденция к междисциплинарной интеграции методов и подходов к исследованию различных проблем социального, исторического, философского, культурного характера. Такой междисциплинарный синтез проявился в методе социокультурного анализа.

Автором данного термина принято считать Л.Г. Ионина, который под ним подразумевает особое направление исследования, в процессе которого задействуется методологическая база социологии, культурной антропологии и философии культуры. Такое исследование носит теоретический характер и преследует цель выявления и анализа закономерностей социокультурных изменений.

Большой толковый словарь по культурологии под редакцией Б.И. Кононенко дает следующее толкование данного термина:

Определение 1

Метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историческо-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как неприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

Таким образом, в науке закрепилось два понимания сущности социокультурного исследования: одни ученые считают его отдельным научным направлением, другие – совокупностью методов и подходов.

Процесс формирования социокультурного подхода в исследованиях

Процесс формирования социокультурного подхода можно разделить на два этапа.

Первый этап соотносится с концом XVIII по конец XX века. Достаточно продолжительное время понятие «социокультурный» отражало понимание человека как творца культуры.

Второй этап приходится на рубеж XX-XXI веков. В это переходное время, в эпоху смены культурных парадигм, усиления позиций антропоцентризма наука на основе теоретического и практического материала пытается обосновать взаимовлияние культуры и общества, и более того, проводятся исследования в область воздействия культуры на развитие человека, формирование его личности. Для подобных исследований понадобилась интеграция научных дисциплин, их аналитической и методологической базы. Таким образом, для социокультурного подхода характерно изучение явлений с позиции различных научных дисциплин гуманитарного цикла таких, как социология, психология, педагогика и т.п.

Известный отечественный социолог П.А. Сорокин, долгое время проживший в Америке, в своем четырехтомном научном издании «Социальная и культурная динамика» (1937) впервые изложил концепцию социокультурного подхода. Ученый разработал многоаспектное исследование взаимовлияния культуры и общества. По справедливому заключению Сорокина, причина социокультурных изменений лежит в изменении основных принципов культуры. Но подобные эпохальные изменения в культуре - явление очень редкое. Например, подобное в европейской культуре случалось только четыре раза. Вторым аспектом исследования Сорокина явилось изучение взаимовлияния культуры и личности. Таким образом, рассмотрев разносторонние аспекты анализа социокультурного подхода можно заключить, что его сущность заключена в синтезе природного и социального при исследовании изменений в обществе. При исследовании самой личности посредством социокультурного анализа внимание уделяется выявлению особенностей взаимодействия личности с обществом, а также культурой, подразумевающей комплекс определенных ценностей и норм.

Среди научных деятелей большую роль в формировании данного подхода сыграли также Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Лесли Уайт.

Сущность социокультурного анализа

Для методологии социокультурного анализа характерны общетеоретический, социально-научный и эмпирический аспекты исследования.

Общетеоретический аспект исследования основывается на идее цикличности развития социума, а развитие личности рассматривается вне социальных институтов, общества. Социально-научный аспект социокультурного подхода определяется совокупностью аналитических средств, применяемых в культурной антропологии и социологии, сюда же следует отнести так называемый институциональный, т.е. нормативно узаконенный и антропологический анализ. Целью институционального анализа является выявление той общей цели, которая способствует объединению людей в некую общность, определяющая характер их поведения в конкретном виде деятельности. Антропологический аспект рассматриваемого подхода исследует проблему с двух сторон. Во-первых, выявляется природная сущность человека, которая не сформирована обществом и никак от него не зависит, но которая составляет основу его внутренних изменений и процессов. Во-вторых, культура рассматривается как один из возможных способов саморазвития и самореализации.

Но человек не может существовать вне культуры, именно культура является источником институционализации современного общества. Поэтому чтобы понять закономерности развития общества, народа, необходимо выявить и изучить внеинституциональные феномены человеческого общежития, т.е. изучить культуру данного народа. Именно культура составляет основу социальной организации народа, более того, изначально формирует тип человека, который является частью этого народа, им самим. Э. Тирикьян справедливо полагает, что исследуя человеческое поведение, взаимоотношения, социальная теория не может обойти стороной культуру как латентную структуру общества, для которой характерен свой уникальный набор символов и ценностей. Следовательно, социокультурный анализ должен синтезировать в себе институциональный подход, т.е. поверхностный анализ, и глубинный анализ.

Социокультурный анализ в социально-научном аспекте направлен на выявление и обоснование двух взаимозависимых процессов социокультурных изменений: процесса институционализации и процесса универсализации.

Таким образом, в социокультурном подходе можно выделить несколько основных принципов:

  • Первый принцип заключен в понимании человека как био-социо-культурного существа.
  • Второй принцип – принцип эволюции, заключающийся в исследовании человека как био-социо-культурного существа в процессе его развития. Здесь важным является соотнесение понятия эволюции с линейной концепцией или с циклической.
  • В основе третьего принципа, принципа антропосоциентального взаимодействия лежит исследование движущих сил эволюции общества и роль активной личности в данном процессе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :