Культура - это система надфизиологических программ жизнедеятельности людей. Благодаря этим программам возможно воспроизводство и развитие общественной сферы во всём многообразии её проявлений.
Культура - это набор определённых моделей поведения и мышления, это знания, умения, навыки, материальное и духовное содержание.
Всё вышеперечисленное представляет собой социально-исторический опыт человечества, который передаётся от одного поколения другому. Помимо сохранения, накопления и передачи этого опыта, культура также вырабатывает новые способы бытия.
Разбираемый нами феномен является ключевым термином и основным или одним из основных предметов для ряда гуманитарных наук, среди которых выделим следующие:
Рассматриваемый нами термин трансформировался в ходе своего исторического развития. "На первых порах" это понятие употреблялось в значении ухода обработки человеком земли. Постепенно смысл становится другим, «культурой» стали обозначать процесс обработки природных материалов в различных ремёслах, впоследствии данным словом стали называть деятельность, связанную с воспитанием индивида. Один из самых талантливых ораторов и политических деятелей своего времени, Марк Туллий Цицерон в своём произведении «Тускуланские беседы рассматриваемый термин употребляет в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»). Он полагал, что тот, кто занимается метафизикой, философскими изысканиями, обладает чутким умом и тонкой душевной организацией. Дальнейшая трансформация данного термина было связано с его распространением на всё искусственно созданное, сотворённое людьми, в противоположность естественному, натуральному.
В трудах выдающегося историка, юриста и мыслителя Самуэля фон Пуфендорфа «культура» приобретает самостоятельное значение. Немецкий философ применил его к индивиду, как существу искусственному, воспитанному в цивилизованном обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, неотёсанному, невоспитанному. Сначала в обиход метафизики, в дальнейшем в научный язык, и наконец в повседневную речь, данное слово вошло благодаря просветителю и филологу И. К. Аделунгу. Этот немец в 1782 г. публикует свою работу «Опыт истории культуры человеческого рода».
Другой немец, И. Г. Гердер также способствовал популяризации в науке 18-го века рассматриваемого нами термина. Он подчёркивал, на его происхождение из латыни, а также на связь со словом «земледелие».
Интересно отметить, что сегодня в разных гуманитарных дисциплинах насчитывается около тысячи различных определений понятия «культура».
Это процесс, в ходе которого человек научается определенным формам взаимодействия с окружающим его социумом. В ходе этого процесса люди усваивают нормы поведения, становятся членами каких-либо социальных групп, приобретая в них определённое положение и статус. Другими словами - это процесс научения человека навыкам взаимодействия с другими членами общества, это культурная адаптация и интериоризация. По своему содержанию данный термин является междисциплинарным и применяется в разных сферах гуманитарного знания, таких как:
Сегодня большинство социологов склонны рассматривать данный термин как взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе свои стратегии, и установленными нормами и сложившимися ценностями. Благодаря социализации, человек приобретает комплекс представлений и знаний, необходимых ему для того чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе.
В частности, индивидуум должен научиться конкретным правилам поведения, нормам общения, усвоить множество других навыков, принятых в данной культуре. К примеру, усвоить бытовые навыки, определённые пристрастия к еде, адаптироваться к жизни в конкретных климатических условиях.
Процесс социализации, как процесс самоидентификации, нельзя завершить в полной мере, он продолжается всю сознательную жизнь человека. Временем наиболее интенсивной социализации является период детства, однако и в дальнейшей жизни, личность должна приспосабливаться к изменяющимся установкам в культуре - при переходе из одной социальной группы в другую (вступление в брачные отношения, переезд из сельской местности в город, и наоборот, смена работы, смена круга общения, и т.д.).смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.). В связи с этим различают два типа социализации:
Оба типа осуществляются посредством вербального и невербального общения с другими людьми.
Культура существует столько же, сколько вид homo sapiens.
Возникновение культуры не было единовременным актом. Нельзя определить точную дату её возникновения, но хронологические границы её становления установить можно. Если опираться на тот факт, что наш с вами вид возник около 40 тысяч лет назад, по данным последних исследований около 80 тысяч. лет назад, то первые её элементы появились значительно раньше - около 150 тыс. л. назад. Ряд специалистов полагает, что эти хронологические рамки можно отодвинуть ещё дальше, когда древние люди научились добывать огонь. Но под разбираемым нами понятием нужно иметь ввиду явления не только материального, но и духовного характера. В этой связи приемлемой цифрой зарождения культуры является цифра в 150 тыс. л. назад, ведь именно в это время появляются зачатки религии, то есть духовной составляющей человеческой жизни.