Современная типология культур – это те социально-культурные концепции, которые возникли во второй половине прошлого столетия и появляются в настоящее время.
Многие известные ученые- культурологи к первой модернизированной теории типологии культуры относят учения выдающегося немецкого философа К. Ясперса, который критиковал закон европоцентризма и, признавая единство культуры и истории, полагал, что «вектор» мировой практики необходимо искать не только на территории Запада, но и еще в двух центрах – в Китае и Индии.
Из современных подходов к этому вопросу особый интерес представляет типология культур, которая была предложена канадским культурологом и социологом Гербертом Маклюэном (1911–1980). Его работы базируются на идее, что средоточием культурных традиций являются средства коммуникации, формирующие сознание общества и их образ жизни. Смена методов и приемов общения кардинально меняет взгляд человека на формы интеллектуальной деятельности и мир.
С данной точки зрения ученым выделяются бесписьменные, письменные и экранные культуры.
В дописьменном периоде человек передавал собственный жизненный опыт только посредством устной речи, доминирующей в общении людей, будучи туго вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому восприятие окружающего мира и все формы коммуникации здесь оказываются сформированными на слухе и других органах человеческих чувств. Индивидуум в таком культурном типе еще не отождествляет себя от других членов общества, его мышление практически всегда мифологическое, а восприятие образа жизни — синкретическое. В дописьменных культурах ключевое внимание отводится гаданиям, различным ритуалам и пророчествам.
Письменные культуры функционировали в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Шумер) примерно IV тыс. до н.э. и продолжают существовать до сих пор. Основу указанного типа культуры составляет письмо, которое имеет разную технику, основывающуюся на различных языках, а также разноплановые культурные устои и формы духовной культуры. Зарождение и внедрение письменности кардинальным образом меняет общество, поскольку стимулирует развитие и активное распространение объективного знания, расширение социальных взаимоотношений, появление иерархий и создание национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти. Особым периодом в становлении письменной культуры является изобретение книгопечатания, которое дало толчок на новый взгляд в виде «линейной перспективы».
Переход от книги к экрану как основному средству коммуникации в некотором смысле вернул общество XX столетия на начальный уровень развития, где пластичность общения и речи позволяла выражать самые фантастические, придуманные образы. Внедрение экранной техники увеличило значимость слуха и осязания. Электронные приборы и устройства вновь возвращают культуру к устной традиции, которая наблюдалась в первобытности. Однако ее ключевое отличие от устной заключается в том, что в ней реализована масштабная коммуникативная сеть, которая в значительной степени облегчает контакты между людьми, разрушая государственные, национальные и культурные границы, активно создавая единую мировую культуру, базирующуюся на глобальных технологиях.
Другим вариантом современной типологии культур выступает их деление на модернизированные и традиционные.
Традиционные концепции характеризуются изолированностью и замкнутостью от других существующих культур, которые в силу своей отчужденности воспринимаются как враждебные. Отсюда взаимоотношения между людьми внутри указанного общества строятся на базе положений солидаризма — справедливости, честности, уважения к членам собственного коллектива. Особенно наглядно это заметно у народов, которые находится на начальной стадии развития. Так, даже на сегодняшний день многие африканские и австралийские племена не считают зазорным украсть что-то при случае у белого человека, однако безукоризненно честные в отношениях друг с другом.
В традиционных культурах интересы человека полностью подчиняются нуждам общества, что порождает минимальный уровень развития личностного начала.
Стоит отметить, что культурные концепции подобного типа появляются в связи с совместным опытом проживания людей на смежных территориальных зонах для удобства проведения хозяйственной деятельности и защиты от врагов.
Формируются общие характеристики таких групп:
В результате складывается родоплеменная культурная система – этнические традиции и устои данного этноса. Одной из важнейших особенностей и единицей измерения ценности индивида в традиционной культуре выступают кастовые, ранговые, сословные распределения, иерархия которых точно фиксируется в сознании каждого представителя определенного общества. Такие взаимоотношения автоматически порождают преклонение, повиновение, раболепие или же презрение к нижестоящим. Положение человека в обществе зависит от его религиозной, кастовой принадлежности, от размера семьи, возраста и пола, т.е. таких факторов, над которым не властен человек.
Становление модернизированной культуры приходится на начало XVI столетия, а своего апогея она достигла в настоящее время, став основной характеристикой европейской культуры. Основанная на капиталистическом методе производства и применении сложной техники данная культурная концепция вынуждена окончательно порвать с традициями, так как без систематического обновления не может нормально развиваться и существовать.
Такая ориентация на соперничество капиталов, достижение успеха и статусов в результате порождает еще одну характерную особенность — ориентацию на индивидуализм, включающую признание свободы, прав и независимости личности от государства или общества. Важным итогом становления современной культуры становится создание полноценного демократического общества, гарантирующего политические, гражданские и имущественные права людей.
Еще одним популярным вариантом типологии культур считается разделение культурно-социальных систем в зависимости от способов и форм познания мира, определяющие идеалы и нормы, которые доминируют в конкретном обществе. Эта методологическая техника позволяет выделить два типа культур —западный и восточный.
Восточная типология культуры характеризуется в основном эмоциональным, интуитивным и непосредственным восприятием окружающего мира. Время в подобных концепциях воспринимается как нечто конечное, конкретное, как замкнутый цикл, в который включается сама история и природа. По этой причине в восточных культурах востребованы системы переселения душ и высшего блага как естественного слияния с природой. При этом акцент делается на убеждении, что если человек рождается в семье, то она автоматически возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в итоге чего формируется иерархия социально-культурных статусов.
Для западной концепции культуры характерна ориентация на такие факторы:
Характерные особенности социодинамики западной культуры заключаются в неравномерности и волнообразности. Переход к новому обозначает ломку действующих ранее или устаревших концепций ценностей, экономических и общественно-политических систем.
При такой системе отношений человек является только винтиком в масштабном общественном механизме, и живет под полным контролем страны и чиновников. Это порождает фатализм, который присущ всем западным цивилизациям, а также все остальные характеристики этой культуры.
Разделяя культуры на западные и восточный, следует отметить, что они не только кардинальным образом отличаются друг от друга, но и сами внутри себя также имеют значительные внутривидовые различия. Так, например, в разнообразии восточных цивилизаций возможно встретить древнейшие цивилизации Востока, а также индийскую, китайскую и арабскую группы. При исследовании западного общества обычно происходит выделение римской, греческой, средневековой и других типов культур.
В рассмотренной типологии культур всегда отдельно возникает вопрос о культурно-социальной принадлежности России к Востоку или Западу. Здесь обычно идеи базируются на признании факта неповторимости русской культуры, а специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее уникальном историческом пути и особой миссии в культуре человечества.