Современная социология культуры


Современная социология культуры

Определение 1

Социология культуры – это междисциплинарное научное направление, задача которого заключается в исследовании проблем взаимодействия культуры и общества.

Социология культуры – это одно из самых противоречивых направлений социологической науки. До сих пор в научных кругах ведутся споры о предмете исследования и месте этой дисциплины в структуре социологического знания.

Причины развития социологической науки

Современный этап развития социологии культуры начинается с 50-х годов XX века. Это время научного развития характеризуется культурологической доминантой различных социологических исследований. В это время возрастает интерес к эмпирическим исследованиям, которые занимают ведущие позиции в социологии культуры. Результаты подобных исследований пользуются популярностью у политиков, бизнесменов, общественных деятелей. В послевоенное время социология испытывает небывалый по интенсивности подъем развития во всех аспектах и направлениях. Такая характеристика развития этой отрасли научного знания характерна для всего научного мира, но в большей степени характерна для США.

Популярность социологии обусловлена рядом причин:

  1. Возникшая общественная потребность, сформировавшаяся в годы Второй мировой войны, выраженная в необходимости систематических социологических исследований. В годы войны большинство социологов решали задачи государственной важности, работая в государственных организациях и ведомствах. Социологией было до совершенства доведены методы сбора и обработки информации, что позволяло руководящим структура США и Англии принимать эффективные политические решения.
  2. В послевоенные годы создается международная Организация Объединенных Наций, увеличивается число различных межнациональных движений, объединений, что способствует развитию исследований проблем культуры.

Основные черты современного этапа развития социологии культуры на Западе

Одну из черт, характеризующих современный этап развития социологии культуры на западе, можно назвать перебазирование центра социологических исследований культуры из Европы в Америку. Если в прошлом ведущая роль в разработке проблем социологии культуры принадлежала Германии и Франции, то в конце XX века им на смену пришли американские социологи. Тому было несколько причин:

  • Первой причиной такого смещения явился процесс эмиграции, когда в военные годы в Америку эмигрировали научные деятели всех направлений, в том числе и социологи.
  • Второй причиной следует назвать учение П. Сорокина, отразившееся в книге «Социальная и культурная динамика», которое оказало существенное влияние на развитие социологической мысли в Америке.
  • Третьей причиной являлся тот факт, что в это время в американской социологической науке были свои звезды социологии такие, как Н. Громм, Т. Парсонс, А. Кребер, Л. Уайт и другие.
  • Четвертой причиной, не менее важной, было то, что США, являясь высокоразвитым и экономически стабильным государством, располагало материальными и финансовыми ресурсами для организации процесса социологических исследований, в области культуры в том числе.

С изменением центра социологических исследований изменился и вектор этих исследований. Если раньше во главе угла была теория социологии культуры, то теперь все силы были брошены на эмпирический компонент в исследованиях. Вышедшее в 1927 году «Практическое применение социологии» полностью поддерживалось американской научной средой. Конечно, такое увлечение эмпиризмом не делает тот факт, что разработка научной теории была забыта. Теоретики продолжали работать. Но таких исследований было на порядок меньше в сравнении с эмпирическими. Такая тенденция сохранялась вплоть до 80-х годов XX века.

Подобное положение вещей в социологии не могло не отразиться на социологии культуры. Ведущий культуролог, социолог П. Сорокин в своих работах неоднократно подчеркивал, что социология как научное направление не может полноценно существовать без теоретической основы. Но американские социологи не сочли нужным прислушиваться к этому мнению. Забвение европейских традиций привело к тому, что социология культуры превратилась в прикладную область научного знания, имеющую ограниченный круг задач, лишенную исследований глобальных проблем, которые привлекали внимание европейских деятелей, стоявших у истоков зарождения это научного направления.

Еще одной отличительной особенность современного этапа развития социологии культуры на западе является динамичное развитие одной из отраслей социологии культуры – социологии искусства. Это течение находит развитие в исследовании проблем, связанных с возникновением и распространением художественных ценностей.

Современному этапу развития западной социологии культуры свойственна еще одна отличительная черта, которая заключается в интенсивной динамике системы научной парадигмы. В начале XX века западные культурологи в своих творческих поисках опирались на постулаты марксизма (К. Манхейм, Т. Адорно, Э. Фромм). С приходом постмодернизма социология культуры развивается в рамках структурно-функционального подхода. Если рассматривать западную социологическую мысль на сегодняшний момент, то в ней вовсе отсутствует научная парадигма. Научные исследования пестрят различными философскими, социологическими принципами, что препятствует выводу общих компонентов, достижений, необходимых обществу и науке.

Но такое положение вещей не ставит под сомнение вклад западных социологов в развитие социокультурного направления. Западными коллегами были разработаны приемы и методы, позволяющие получать достоверную информацию в сфере культурной и общественной жизни общества. А также западные социологи культуры внесли новую струю в теоретическое развитие данной отрасли научного знания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :