Во многих языках по всему миру слово "культура" несёт разные смыслы и значения. Чтобы разобраться почему так случилось, нужно обратиться к истории. Данное понятие появилось в Древнем Риме, где оно противопоставлялось понятию «натура» (природа).
Рассматриваемый нами термин в начале своего исторического пути применялся, чтобы отделять растения дикорастущие от растений и сельскохозяйственных культур, возделываемых людьми. Со временем культурными стали обозначать предметы, вещи, действия, и процессы, которые имели не естественное (природное) происхождение, а были искусственно созданы людьми. Под это определение попадал и сам человек, поскольку он преобразовывал не только окружающую среду, но менял и самого себя, совершенствовал свою личность.
Пространство и время - главные императивы для характеристики любых культурных явлений, всегда происходящих "где-то" и "когда-то". Две этих координаты находятся в тесной взаимосвязи, в реальности их нельзя отделить друг от друга.
Размышляя о природе этого единства, русский философ Михаил Бахтин в 30-е гг. прошлого столетия ввёл в культурологию понятие хронотопа, которое подчеркивает, что пространство и время культуры неотделимы от субъективных переживаний, меняющихся в разных исторических эпохах.
Данное понятие базируется на ключевых достижениях естествознания начала прошлого века, среди которых:
На сегодняшний день разбираемый нами термин применяется в литературоведении и эстетике. Считается, что смыслы, которые содержатся в объектах искусства и литературных текстах можно объективировать только через их пространственно-временное выражение. При этом и автор, и произведение и реципиент (слушатель, зритель, читатель) обладают собственными хронотопами (и раскрываемыми ими смыслами). По мнению М. Бахтина, понимание предмета искусства, его социальная объективация представляет собой одно из проявлений диалогичности бытия. Всякий вид творчества характеризуется собственным типом хронотопа. В соответствии с этим всякие виды творческой деятельности разделяются на:
Хронотопы, которые отражают общие черты художественной организации в данном обществе и в конкретную историческую эпоху, раскрывают господствующие здесь ценности и духовное содержание. В таком случае время и пространство мыслятся как абстракции, посредством их можно охарактеризовать картину мира данного общества, которая всегда понимается как единая упорядоченная вселенная.
Считается, что мышление человека на стадии первобытности можно определить как предметно-чувственное. Духовное содержание цивилизаций античности и Древнего Востока создано мифом. Метафизическая составляющая европейского средневековья была пронизана символическим контекстом, идеальным выражением которого была христианская церковь. Период Возрождения создал хронотоп, который во многих моментах остаётся актуальным и сегодня. В это время мир противопоставляется человеческой личности, благодаря чему становится возможным измерить внутреннюю глубину последней. Появляется бескачественное расчлененное время. Эти идеи удалось выразить физику И. Ньютону в своей концепции абсолютного пространства и времени.
Что же касается современной культуры, то она характеризуется множеством типов хронотопов, одним из самых распространённых является образ сжатого пространства и утекающего времени.
Пространство культуры и культурные пространства - это не идентичные понятия. Первое представляет собой "кормящий" и вмещающий ландшафт, в котором существует конкретное общество со своими ценностями и представлениями о мире. В результате воздействия окружающей среды на человеческое общество, возникают различные типы цивилизаций:
Каждая из них отличается хозяйственным укладом, традициями и обычаями, моделями поведения и мышления, системой ценностей.
Данное понятие представляет из себя своеобразное поле, порождаемое взаимодействиями ценностей и системой взглядов различных культур. Ценности находят своё выражение в таких явлениях как музыка, скульптура, архитектура, литературы, всё это создаёт духовную атмосфера конкретной цивилизации и конкретного исторического периода. Материальные выражения духовного мира личности, как правило сосредоточены в крупных городах, и в меньшей степени в провинциях. Таким образом, культурное пространство имеет протяжённость, в которой можно выделить центр и периферию, другими словами, столицы и провинции, города и сёла.
У каждого города своё пространство, своё духовное содержание и атмосфера. Город несёт в себе многовековую историю деятельности, продолжает традиции исторической преемственности, сохраняет настоящее социальных общностей, входящих в состав данной нации, этноса, народа. Своеобразие и неповторимость какого-либо общества проявляется в едином стиле застройки городов и сёл, в укладе жизни, соблюдении традиций, обрядов, ритуалов, праздников, в мировоззрении, предпочтениях и ценностях.
Важно отметить, что культурное пространство не остаётся неизменным, оно постоянно преобразуется: наполняется новыми смыслами и ценностями, сбрасывает с себя всё отжившее и устаревшее. К примеру, сегодня важной частью социума стала виртуальная реальность, которая появилась в следствии стремительного развития цифровых технологий и сети интернет.
Итак, время в культуре - это формирующаяся на основе психологического и социального времени характеристика длительности существования, ритма, темпа.