Происхождение термина культура связано с латинским словом cultura, что в переводе значит «воспитание, возделывание». С развитием науки под этим термином стали подразумевает совокупность материальных и духовных ценностей, творческих достижений человечества.
Культура – это сложный многогранный феномен. Это объясняет тот факт, что культура является объектом исследования многих научных направлений таких, как философия, история, культурология, этнография, социология.
Остановимся подробнее на проблеме культуры в социологии.
Изучение культуры в рамках социологической науки позволяет говорить о культуре как о совокупности знаний, норм, традиций, ценностей, представляющих значимость для общества. Это рождает социологический подход в исследовании феномена культуры, который отражается в понятии «социальная культура» и входит в научную парадигму знаний.
В отношении к понятию культуры, ее роли в жизни общества в социологии имеется два диаметрально противоположных подхода. Первый носит название эволюционистский, в рамках которого находится учение Иоганна Готфрида Гердера. Здесь культура мыслится центральным звеном в эволюционном развитии человека, его совершенствовании. Второй подход – критичный. В рамках этого подхода культура рассматривается как главный ограничитель свободы человека, превращающий его лишь в орудие. В рамках этого подхода состоят учения Ж. Ж. Руссо, Ф. Ницше, О. Шпенглера, Ф. Тенниса и других. При социологическом подходе в исследовании феномена культуры выделяют 3 типа культур:
А при более широком подходе в исследованиях культуры выделяют:
Понятие элитарной культуры начало формироваться под влиянием философских течений. Эти мысли звучат в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В социологии изучение культуры осуществляется в двух направлениях:
Статичность культуры предполагает изучение культуры в плане анализа ее элементов, составляющих ее структура. Второе направление предполагает изучение культуры в динамике развития культурных процессов.
Исследуя феномен культуры в точки зрения общественной значимости и ценности, в современной социологии выделяют основные функции социальной культуры. Их 5:
Каждое общество, страна, государство, этнос, нация создают свою культуру веками. Культура формируется в результате передачи знаний из поколения в поколение и в процессе аккумуляции нового знания и нового опыта. Такой процесс свойственен всем цивилизациям, что обуславливает наличие множества культур.
В этом случает главная задача социологов лежит в выявлении среди этого множества самобытных и уникальных культур неких общих компонентов, общих культурных универсалий. Это исходные базисные единицы, которые бывают двух видов: элементы материальной культуры и элементы нематериальной культуры.
К элементам, образующим материальную культуру, относятся все материализованные знания, умения общества (предметы обиход, украшения, орудия труда) и многое другое. Духовную культуру образуют язык, религия, ценности, мировоззрение, традиции, обычаи и другое.
Этнограф и социолог Мердок выделяет более 60 видов культурных универсалий. Эти универсалии возникли потому, что посредством их удовлетворяются основные потребности человека: биологические, психологические, социальные.
Совокупность этих универсалий, переданных последующим поколениям, принятых и усвоенных ими, образуют так называемое культурное наследие, которое обеспечивает уникальность и самобытность культуры определенного этноса.
В связи с этим в социологической науке остро встает вопрос о принятии и оценивании чужой культуры. Здесь выявлены два вида отношений:
Этноцентризм подразумевает превосходство собственной культуры. В данной тенденции ученые-социологи выделяют и положительные и отрицательные стороны. К положительным они относят патриотизм и высокое национальное самосознание народа. Но отрицательные стороны, этого явления могут обернуться межнациональной агрессией и иметь разрушительный характер.
Релятивизм в отношении к чужой культуре подразумевает ее оценивание только в рамках данной культуры, воспринимая чуждый культурный феномен как нечто целое. Культурный релятивизм способствует межкультурному общению и обогащению. Среди социологов бытует мнение, что самое правильное восприятие инородной культуры будет присуще синтезу этноцентризма и релятивизма.
В заключении можно отметить, что культура – это сложное уникальное явление, за счет чего культура является объектом и предметом изучения многих научных направлений. Социология культуры рассматривает взаимодействие и взаимовлияние культуры и общества. Изобретения или новые открытия, новые достижения в культуре общества могут приводить к коренным изменениям в этом обществе.