Культура как сложный многообразный феномен имеет свою структуру, которая предполагает деление культуры на мировую и национальную или этническую. В основе такого деления лежит признак носителя культуры.
Следовательно, мировая культура являет собой комплекс всех достижений человечества за весь период культурно-исторического развития, ставший достоянием мировой общественности.
Сегодня в основе мировой культуры лежит культура Запада, а достижения других этносов составляют лишь ее часть. Мировая культура представлена художественной, массовой, бытовой культурой, культурой досуга и образцами социального взаимодействия.
Вместе с тем, важным компонентом мировой культуры является наука в качестве модели мировоззрения и системы знаний о мире. Сегодня наука состоит в основе всех достижений человечества. Но в связи с тем, что наука – это в целом культурный феномен Запада, страны, не имеющие научной традиции, попадают в зависимость от европейской культуры.
Национальная культура представляет собой совокупность достижений конкретной нации, этноса, которая характеризуется своей специфичностью, самобытностью и неповторимостью.
Все своеобразие заключено в ментальности народа, которое проявляется в таких универсальных категориях культуры, как язык, религия, искусство, организация быта, в традициях и обычаях. Вместе с тем, существование этнической культуры предполагает сформированное чувство этнической идентичности, наличие общей истории, единство происхождения, четкое осознание родной культуры.
Такое чувство этнической принадлежности формируется в результате влияния нескольких факторов.
В основе уникальности каждой этнической культуры лежит система ценностей или идеалов, которая определяет жизненный путь представителей данной культуры посредством закрепления идеалов в нормах и правилах поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Таким образом, складываются определенные стереотипы, выражающиеся в типичных формах поведения и восприятия окружающего мира и людей. Но каждый представитель определенной культуры не задумывается над стереотипами, по которым он живет. Этот процесс происходит на бессознательном уровне. Только в процессе сопоставления двух культурных комплексов человек может сформировать этническую соотнесенность на сознательном уровне. До этого момента все, что делает человек и как он это делает, мыслится как единственно возможный вариант.
Здесь можно привести достаточно примитивный пример приветствий. Так, в России у мужчин принято пожимать друг другу руку, а в Японии поприветствовать человека – это значит поклониться.
В таких устойчивых стереотипах поведения и установках проявляется культурная специфика. Также стереотипы формируют картину мира, посредством которой человек воспринимает мир через призму свой этничной специфики.
Таким образом, каждая этническая культура имеет многоярусную структуру, в основании которой лежат ценности, средние ярусы представлены нормами и правилами поведения, а на поверхности находится реальное поведение людей.
Процесс формирования этнической культуры тесно сопряжен с различными факторами, среди которых можно выделить природно-климатические условия, язык, религию, ментальность.
Природно-климатические условия развития этноса играют одну из главных ролей в формировании специфических различий.
Так, климат во многом определяет особенности одежда и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта. Ландшафтные особенности территории развития оказывают влияние на формирование духовной культуры этноса, например, народам тропического пояса незнакомы ритуалы и обряды народностей умеренных широт.
Язык – это еще один значительный фактор формирования специфики этноса. Посредством языка формируется чувство групповой соотнесенности. Язык выступает хранителем народного опыта, проявляющийся в знаниях людей о мире, в традициях и обрядах этноса. Через свой язык народ осмысливает окружающих мир, создавая свою языковую картину мира.
Завершающий этап формирования этноса характеризуется возникновением самоназвания – этнонима, что становится возможным, когда этнос осознают свое единство, свою культурную специфику, возникших в результате определенного совместного пути развития.
В результате всепоглощающего процесса глобализации сегодня почти не осталось чисто этнических культур. Такие культуры теперь можно встретить только в джунглях Амазонки, где достаточно обособленно живут аборигены своих территорий. Такие поселения закрыты для каких-либо вторжений из вне в виду их отдаленного географического положения.
Но каждая культура содержит в себе общемировые культурные черты и этнически окрашенные. В связи с этим в науке функционируют два понятия «этническая культура» и «культура этноса», которые требуют разграничений. Так, термин «этническая культура» обозначает только элементы культуры, свойственные только определенному этносу. Понятие «культура этноса» включает в себя все элементы культуры данного этноса, как нейтральные, так и специфические.
Пропорциональная соотнесенность этнических и нейтральных компонентов в каждой культуре разная, более того, она разная и в отдельных сферах одной культуры. Например, этничность ярче представлена в сельской культуре, чем в городской, в религии и морали, нежели в науке и экономике. Что касается континентов и стран, то здесь различия заметны в Латинской Америке, где этническая культура сохраняется средним классом и в деревне, Африканский континент подвергся наименьшему воздействию общемировой культуры, в Азии общемировая культура в большей степени проявляется в городском населении и верхушке общества.