В современном мире есть множество трактовок и дефиниций понятия «культура», однако в общем смысле - это достижения человечества в сфере производства как духовных, так и материальных артефактов.
Это понятие нередко используют для того, чтобы обозначить культуры разных наций и этносов, которые жили в конкретных географических областях и в определённые эпохи. Также рассматриваемый нами термин помогает зафиксировать специфику бытия и форм хозяйствования определённого социума или же группы людей. Со школьный скамьи мы помним такие словосочетания как «культура Древней Греции», «культура Древнего Египта», и т.д.
В бытовой сфере понятие, которое мы сейчас раскрываем, ассоциируется, в первую очередь, с культурными артефактами, музейными экспонатами, предметами изобразительного искусства, и т. д. По этой причине данная дефиниция содержит в себе различные формы интеллектуальной, духовной, художественной, хозяйственной и повседневной деятельности человеческого существа.
В обычном, обывательском понимании рассматриваемое понятие воспринимается как некое идеальное состояние, с которым индивид соотносит события и процессы своего существования. К примеру, говорят о высокой профессиональной культуре, или культуре, с которой изготовлен тот или иной предмет. С таких же позиций оценивается и поведение члена социальной ячейки. Однако, когда оценивают человека как культурного или наоборот, традиционно в русском языке речь идёт о воспитании личности. Таким же образом можно оценивать и целые народы, государства, цивилизации, в том случае если они базируются на защите и уважении прав индивида.
Всё это привело к возникновению множества дефиниций и трактовок данного термина. Число его определений сегодня продолжает расти. К примеру, в 1952 году специалисты из США К. Клакхон и А. Крёбер, придавая порядок и приводя в систему известные им трактовки культуры, насчитали около 164 дефиниций. В 1970-е гг. количество определений уже достигает отметки в 300, а в последнее десятилетие 20-го столетия число определений превысило 900. На современном этапе развития гуманитарного знания насчитывается около 1000 трактовок понятия "культура", что неудивительно, ибо культура - это всё то, что создано человеческим существом, весь наш мир.
Это раздел наук о культуре, в рамках которого исследуются различные формы и структура артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования.
Среди ключевых методов познания морфологии культуры нужно отметить следующие:
Основные научные отрасли, тесно связанные с этой дисциплиной:
Эта дисциплина также изучает законы образования и развития искусств, объектов.
Данное направление в общем виде представляет из себя разные формы бытия культуры, и рассматривает взаимодействие их взаимодействие. К ним относятся следующие компоненты:
В эпоху первобытности эти элементы существовали в неразрывной связи, дополняя друг друга. В ходе эволюции человеческого общества, данные составляющие отделяются друг от друга и обретают самостоятельность.
Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и места человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы.
Важно отметить, что главным элементом мифа являются обряд и ритуал. Есть мнение, что магические практики в древнем мире играли большую роль, чем словесное содержание легенд и преданий. В данном направлении работал британский антрополог Джеймс Фрезер. Его метода базируется на установлении связей мифологического повествования и его обрядового воспроизведения. Однако исследователь шёл по пути не столько объяснения мифа через ритуал, сколько по пути выяснения глубинного смысла ритуала для первобытных людей. Подробно изучая какой-либо сюжет, учёный, говорит, главным образом, о сказаниях и легендах, потому что он считал, что мифологические повествования представляют собой неправильные, искажённые воспоминаний о реальных исторических событиях и личностях.
В своих трудах Фрезер указывал, что миф, несомненно имеет более древние корни, чем религиозные верования, а немало сюжетов из мифологии включены в священное писание. Пожалуй, самый яркий «включения» мифов в религиозное писание, это вавилонские и различные семитские мифы, легенды, и сказания, ставшие частью главной христианской книги – Библии. Проблема взаимосвязанности мифа и религии в концепции Фрезера конечно рассматривается, ну нужно учитывать, что антрополог указывал на происхождении религии именно из магии, то есть из составляющей мифа. А самому мифу в формировании религиозных воззрений отводится незначительная роль, а именно описания ритуальных практик. Истолковывая содержание того или иного мифологического сюжета, британский антрополог сосредотачивает внимание, главным образом, на раскрытии функций мифа.
Функция мифа, по мнению Фрезера заключается в утверждении и закреплении определённой нормы или правила первобытного общества, к примеру утверждение права наследования, правил пользования землёй или различных судебных нормативов. В данном смысле работы Джеймса Фрезера являются предтечей фунционалистского метода Э. Дюркгейа и Б. Малиновского. Последние полагали, что причина возникновения религии кроется в общественной жизни.
Ещё раньше Дюркгейма и Малиновского о появлении религиозных воззрений в связи с социальным фактором, говорил Людвиг Фейербах. Фейербаху, к слову принадлежит оригинальная классификация религий, на догосударственные и государственные. По Фейербаху, во времена, когда государства ещё не существовало как такового, ритуалы являлись социальными регуляторами, а ритуально-обрядовые практики отражала кровнородственные связи, поэтому в ранних религиозных верованиях нет образа бога.
После разложения родоплеменного уклада, кровнородственные связи перестали играть роль социального норматива. Поэтому в государственных религиях взамен кровнородственных связей как регулятора общественной жизни, приходят социальные институты, и в этой ситуации государство становится отчуждённой для людей формой. Государство воспринимается как вышестоящая сила, подавляющая человека, в связи с чем и появляется образ всесильного, стоящего над всеми Бога, которого нужно почитать и поклоняться ему.