Под культурной психологией принято понимать научное ответвление от общей психологии, где предметом познания является процесс воздействия культуры на сознание человека.
Культурная психология представлена в науке множеством направлений и подходов, каждый из которых по отдельности не может представить культурную психологию в полной мере.
Впервые идея влияния социальности на психику возникла у представителей французской социологической школы. Э. Дюркгейм (1858-1917), исследуя различные социальные факты, сделал заключение о том, что все они в совокупности своих воплощений в социуме имеют идеальный характер и оказывают определенное влияние на всех членов данного социума. Люсьен Леви-Брюль, опираясь на этнографический материал, пришел к выводу, что тип мышления первобытного человека отличается от мышления человека цивилизованного. Более глубоко на проблему социальной детерминации взглянул Пьер Жане. Ученый предположил, что постепенно внешние отношения между людьми оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие психики конкретного индивида.
Принцип культурно-исторической детерминации психики наиболее полно был раскрыт в работах Л.С. Выготского. Данный факт определил в психологической науке возникновение нового направления. Данное научное направление, заложенное работами Л.С. Выготского в начале XX века, развивается в трудах его учеников как в России, так и за ее пределами.
Л.С. Выготский разработал учение о высших психических функциях. Ученый считал, что существует два пути развития психики человека:
В соответствии с ними психические функции человека можно разделить на низшие, или естественные психические функции, и высшие психические функции. К естественным функциям ученый относит непроизвольные действия: непроизвольная память, непроизвольное внимание и т.п., т.е. те действия, для которых человек не прилагает никаких усилий и которыми нельзя управлять, например, психические функции ребенка.
Естественные психические функции человека – это начальная ступень их эволюционного развития. В последующем в процессе воспитания эти функции превращаются в высшие психические функции, которыми человек может управлять. Данный процесс превращения происходит посредством овладевания знаками и опосредован той культурной средой, в рамках которой происходит формирование последних.
Но свою концепцию Л.С. Выготский создавал на протяжении всей своей жизни, поэтому естественно, что в процессе ее осмысления и развития взгляды ученого изменялись. И в первую очередь это было заметно в разделении человеческих функций на высшие и низшие. Со временем ученый приходит к выводу о том, что нет никакого деления, что, рождаясь, человек с младенчества живет и развивается в обществе, приобретая те черты, которые ему характерны. Но в то же время, человеку присуще органическое развитие. Данное развитие, как показывает Л.С. Выготский, с младенчества происходит в единстве с культурным развитием. В том же ключе работают и последователи Л.С. Выготского. Поэтому на сегодняшний момент можно говорить о единстве всех психический процессов человеческого развития без каких-либо подразделений.
Основные положения концепции Л.С. Выготского, по мнению академика Давыдова, получили развитие в трудах его ученика А.Н. Леонтьева, которые оформились в общепсихологическую теорию деятельности, которая, в свою очередь, явилась следующим этапом в развитии культурно-исторической концепции.
На современном этапе развития культурно-исторического направления психологии на первый план выходит недоразработанность положений теории, а также спорный вопрос вызывает терминологический аппарат. Так, например, известный психолог Ю.В. Громыко предлагает вовсе отказаться от термина интериоризация, под которым Л.С. Выготский понимает процесс превращения коллективного в индивидуальное. Но если данный термин убрать из обращения, по мнению академика Давыдова, то это зачеркнет все культурно-историческое направление психологии.
Данная научная психологическая концепция нашла своих последователей не только в отечественной науке, но и за рубежом. В этой связи для нас представляет особый интерес научная деятельность Майкла Коула и его культурная концепция деятельности, на процесс формирования которой, по словам самого М. Коула, оказала огромное влияние советская культурно-историческое направление.
Постулаты культурной концепции Коула во многом созвучны культурно-исторической концепции школы Л.С. Выготского, но, в то же время, имеют свои уникальные черты. Итак, рассмотрим их подробнее.
Но в данной психологической концепции также присутствует множество белых пятен. На сегодняшний день культурно-историческое направление в психологии, которое было основано Л.С Выготским и продолжено его учениками, как в России, так и за ее пределами, имеет пока только гипотетическое состояние, по мнению академика Давыдова, и поэтому требует серьезных глубинных доработок.