Под культурой жизни понимается форма, способ человеческого существования в условиях социальной среды, а также выбор человеком оптимальной модели поведения, наиболее успешной позиции для решения конкретных и специфических задач, возникающих перед ним в процессе его жизнедеятельности.
На каждом возрастном этапе преобладающим является своё круг задач. В данном случае понятие возрастного развития соотносится с реалиями жизни, а не с паспортными данными. Возраст человека невозможно свести к какой-либо дате. Возраст человека определяется заданным образом жизни. В рамках жизни образуется как бы некая отдельная жизнь, имеющая начало и конец. Каждый возрастной период в жизни человека имеет прямое соотношение с временными и социальными границами, в которых человеком осуществляется реализация социально признанных моделей поведения. Молодость, зрелость, другие периоды характеризуются началом и концом, при этом во внимание принимается как физическое, так и социальное время. В соответствии с данным положением, возраст представляет собой не дату, а некую «зону дат», один возраст (жизненный и исторический) включает тех, чьи даты можно отнести к одной зоне.
Человек существует в мире, который составляют убеждения, верования, идеи, принадлежащие именно этому временному периоду.
Этот мир является значимым для человека, он ориентируется на этот мир, соотносит с ним собственные действия. Изменение мира ведёт к изменениям в жизни человека. Такое изменение характерно для каждого нового поколения, предшествующими поколениями меняется мир, соответственно, новое поколение живёт в изменённом мире, в сравнении с предыдущим периодом.
Достаточно рано происходит закладывание в ребёнке моделей, позволяющих решать значимые жизненные проблемы; данные модели закладываются предыдущим поколением – «родителями». В процессе своего развития дети учатся на примерах своих родителей. Сначала происходит бессознательное усвоение жизненного стиля родителей, затем, с возрастом, осуществляется сознательная и активная борьба со способами решения ряда жизненных проблем, которые являлись нормой для предыдущих поколений. После этого начинается этап, на котором создаются новые модели поведения, отражающие собственный жизненный опыт, накопленный в течение определённого периода времени.
Данный опыт поддаётся клишированию, предполагается для воспроизводства в жизни последующих поколений, но каждое поколение решает свои жизненные задачи. С этим связано возникновение индивидуальных жизненных кризов, актуальных для нового поколения людей, когда при решении новых задач, характерных для изменившегося общества, используются старые способы их решения, которые были хорошо усвоены в детстве и перешли от прошлого поколения, родителей.
Для каждого поколения характерен свой жизненный стиль, для которого присущи черты объективности, так как в нём отражается комплекс сущностных характеристик поколения. Жизненный стиль является независимым от конкретного человека, имеющего свои привычки, особенности, убеждения, но вместе с тем, в жизненном стиле эпохи находит отражение уникальность целого ряда образов современников, а также их модели поведения, выразительные возможности, что отражается в моде.
Основными ведущими характеристиками жизненного стиля выступают следующие:
Всё это представляет собой внешние атрибуты жизненного стиля, которые сознательным образом поддерживаются членами определённой группы, которые легко поддаются имитации. Если характеризовать стиль жизни людей, которых объединяет общая культура эпохи, одно время, то присутствует в его стиле духовная составляющая, которая способствует узнаванию человека, даже при наличии другой внешности.
Наличие жизненного стиля и культуры жизни представляют собой символическую реальность, под которой понимается сфера, способствующая выражению смыслов; данная сфера тесно взаимосвязана со сферой социальной реальности, которую представляют устойчивые и объективные социальные структуры.
Стиль способствует трансформации социальных ориентаций в символику, сопровождающую культуру, представляет собой культурную форму, активно используемую системой коммуникаций в социуме. При этом происходит поддержание субъективной целостности, связывается социальный, культурный, психологический субъект в некую единую систему, которая представляет собой основу реальной жизни человека, живущего в социокультурном мире, а также является формой, способом, при помощи которого осуществляется его идентификация в условиях социума.
В самоидентификацию личности в качестве структурных компонентов включены:
Под культурным самоопределением личности понимается активная интерпретация моделей культурного развития, которые представляют другую общность и индивидуальность, соотносятся с ними.
Главной задачей культурной идентификации является выявление собственной социокультурной «самости» в качестве индивидуальной уникальности, её осознание и обретение человеком, так как она является его жизненной духовной основой.
Жизненный стиль представляет собой возможность, с помощью которой реализуется собственная индивидуальность в аспекте смысложизненной альтернативы, в границах проявления для себя и других людей в культурном пространстве эпохи.
Основная специфика культурного мира состоит в наличии жизненного мира, который пронизывают не только индивидуальные, но и коллективные эмоциональные, ценностные переживания, присущие, к примеру, различным историческим или национальным общностям.