Каждый народ, каждый этнос, каждая культура в ходе своего исторического развития занимают свое место среди тысячи народностей и наций, отличаясь тем культурным кодом, который свойственен только им. То же можно сказать и о белорусском этносе. Пройдя долгий путь развития и самоидентификации, роста национального самосознания, белорусская нация приобрела определенную систему ценностей, представлений, понятий и принципов, сформировав идеологическую систему, ставшую основой белорусской государственности.
Определяющая роль в формировании восточнославянской народности в этническую общность несомненно принадлежит тем особым политическим, социальным условиям, в которых оказалось восточнославянское население.
До тех времен, когда славянские племена стали расселяться по европейско-азиатскому континенту, земли современной Белоруссии занимали балты (балтийские племена). По свидетельству летописей, впоследствии эти земли заняли кривичи, дреговичи и радимичи. Точно сказать, какое влияние оказали балтийские племена на культурное развитие славян, сейчас не представляется возможным, но то, что они продолжительное время совместно существовали на единой земле, является неопровержимым фактом.
В развитии культуры Беларуси можно выделить несколько этапов:
В середине IX века славянские княжества стали объединяться в союзы, что было подготовлено всеми предшествующими социально-историческими событиями. Так начался процесс формирования древнерусского государства – Киевской Руси, куда, впоследствии, вошли и земли Белоруссии.
В эпоху феодальной раздробленности и нашествия монголов в начале XIII века Древнерусское государство как единое целое перестало существовать. В конце XIII века на северо-западе бывшего государства возникает Великое княжество Литовское, в рамках которого начинался интенсивный процесс формирования белорусского этноса.
Но возникновение белорусской этнической общности можно соотнести с XV-XVI веками, когда в 1569 году под объединенным польско-литовским государством оказались и белорусские земли. Этот период сыграл огромную роль в белорусской самоидентификации. Решающим фактором здесь было то, что Речь Посполитая пыталась нивелировать белорусское население как самобытный этнос. И именно в этот исторический период своего развития большинство белорусов осознает, что для сохранения и развития белорусской народности они должны противостоять Речи Посполитой и вернуться к своим общерусским историческим корням. Это и стало основной причиной раскола население Речи Посполитой в период XVI-XVIII веков. Общество условно можно было разделить на два противоположных полюса: часть населения (высшие слои общества) тяготели к польской культуре, другая часть (низшие слои) – к народной белорусской культуре. И только к XVII веку за белорусскими землями закрепилось название «Белая Русь», а ее жителей стали называть «белорусцы».
XVIII век был ознаменован примыканием белорусских земель к России. Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности.
В начале XIX века усиливается русское влияние на православное население Белоруссии, а к концу столетия под натиском русской монархии ограничивается употребление национального белорусского языка. Рубеж веков характеризуется ростом национального самосознания белорусского народа и после революции 1917 года создается Белорусская республика (1919), а западная Белоруссия в свою очередь отходит к Польше. Естественно, что в советский период суверенитет государства был весьма ограничен, но это было первое реальное национальное белорусское государство, что имело просто огромное значение для развития народного самосознания. В 1939 году произошло воссоединение белорусских земель, объединение белорусской нации, что сыграло огромную культурную и государственно-политическую роль. А в 1991 после распада СССР было образованно суверенное государство Республика Беларусь, которая стала индустриально развитым государством со своей историей и культурой.
Такой непростой путь культурно исторического развития естественным образом отразился на формировании тех специфический черт белорусской нации, которые отличают ее среди тысячи народностей нашего земного шара.
В 988 году белорусы и вся Киевская Русь приняли христианство, что послужило сильным толчком в культурном развитии всей Киевской Руси. В это время в белорусских княжествах появилось множество новых ремесел и искусств. Начали возводиться храмы, замки, строится города. В построенных церквах и монастырях образовывались культурные центры, где работали школы и велись летописи.
В XI веке князь Всеслав Чародей основал Софийский собор в Полоцке. В XII века под Полоцком, в Бельчицах был построен Борисоглебский монастырь, который заселяли восточные славяне. Впервые для украшения храма была использована керамическая плитка и фрески. Белорусской иконописи тогда еще не было. Ее возникновение относят к более позднему периоду, к XV—XVI векам.
Принятие христианства способствовало и распространению грамотности.
Письменность как таковая появилась на белорусских землях в XII веке. Первые белорусские книжники (Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский) переписывали библейские заповеди, молитвы.
Книгопечатание явилось новым этапом развития белорусской письменности, и было тесно сопряжено с именем Франциска Скорины, видным культурным деятелем начала XVI века. Он переписывал книги Священного Писания, заменяя непонятные слова и выражения на более простые для своего народа. Также он и занимался переводом церковнославянских книг, которые были не доступны пониманию его земляков, на национальный белорусский язык. Результатом проделанной работы стали «Псалтырь» и 22 книги из Ветхого Завета, изданные в период с с 1517 по 1519 годы. Таким образом, неся просвещение в массы, Ф. Скорины получил общеславянскую известность, а его издания оказали благотворное влияние на развитие книгопечатания как в самой Белоруссии, так и за ее пределами.
Большой вклад с развитие белорусской литературы внесли такие культурно-литературные деятели, как: Ян Чечот – собиратель-фольклорист, Александр Рыпинский – этнограф-фольклорист («Białoruś» (1840), Викентий раввинский – поэт («Энеида») и другие выдающиеся деятели культуры.
Национальный язык Белоруссии в своем литературном варианте сложился лишь к концу XVIII начала XIX века. Большую роль в его развитие сыграли Я. Колас и Я. Купала.
На территории Белоруссии широкое распространение получило декоративно-прикладное искусство, которое развивалось в русле византийских традиций. Но ассимилируясь с местными обычаями и традициями, оно приобрело неповторимый национальный характер. Уже к XII веку на белорусских землях насчитывалось более 50 различных ремесел, таких как: литье, гончарное и ювелирное дело, художественная работа с древесиной.
Развитие искусства было более поздним витком в истории развития культуры белорусской нации. Первый школьный театр, который появился на территории страны, был кружок, созданный в 1585 г. при Полоцком иезуитском коллегиуме. В конце XVIII века, в 1788 г. здесь же был построен первый театр, а с середины столетия в стране уже активно развивался профессиональный балет.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заключить, что наиболее интенсивное развитие культуры белорусского этноса приходится на период с IX по XV века. В этот же исторический период формируется и самосознание народа, происходит его самоидентификация, на основе которой создается та идеологическая система взглядов и убеждений, что легла в основу возникновения белорусской государственности.