Возникновение культуры представляет собой не единовременный акт, данный процесс отличался длительностью, поэтому в литературе не содержится точных сведений относительно временного отрезка, на котором возникла культура. Между тем, возможно ориентировочное установление хронологических рамок данного процесса.
Если принять за систему отсчёта возникновение «человека разумного», это около 40 тыс. лет назад (в соответствии с новыми данными – 80 тыс.), то возникновение первых элементов культуры произошло ещё раньше – примерно 150 тыс. лет назад. Данный срок можно отодвинуть ещё дальше – до отметки 400 тыс. лет назад, именно в этот период дальние предки начали добывать огонь и использовать его в своих целях.
Под культурой понимается комплекс духовных явлений, в соответствии с чем для обозначения времени ее зарождения наиболее приемлема дата 150 тыс. лет назад, так как именно в это время появились первые формы религии, которая представляет главный источник духовности.
Выделение хронологии возраста возникновения культуры позволяет условным образом представить пять этапов её исторического развития.
Начало первого этапа – примерно 150 тыс. лет назад, данный период продлился до IV тыс. до н.э. На данном этапе происходило развитие культуры первобытного общества. Для культуры на данном этапе развития характерна наивность и непосредственность – людьми сооружаются жилища, используя дерево и камень, создаются первые произведения искусства – наскальные рисунки, первые скульптуры.
Культура строится на магии (использование заклинаний, заговоров), происходит зарождение первых религиозных культов и ритуалов. Первобытным людям везде грезилось чудо, осуществлялось восприятие неодушевлённых предметов как живых, которые обладают магической силой.
Длительность второго периода ограничивается рамками с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Данный этап – самый богатый и плодотворный, развитие культуры происходит на цивилизационной основе. Характеризуется приобретением не только магического, но и мифологического характера, так как определяющая роль принадлежит мифологии.
На данном этапе выделяется ряд культурных центров, представляющих культуру Древнего Египта, Двуречья, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Китая, Рима, народов Америки.
Для культуры на данном этапе характерна яркая самобытность, был внесён весомый вклад в развитие всего человечества.
В данный период отмечается возникновение и успешное развитие философии, математики, астрономии, медицины. Достижение классической формы, совершенства характерно для архитектуры, скульптуры, барельефа.
Временные рамки третьего периода - V-XVII вв. (для некоторых стран отмечается более раннее его начало, к примеру, в Индии и Китае он начинается в III в., а в ряде европейских стран заканчивается в XIV-XV вв).
Данный этап представлен культурой Средневековья, получают развитие и распространение монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм). Уже известные культурные центры дополняются новыми – Византией, Западной Европой, Киевской Русью.
Господствует в данный период религия, продолжают развиваться науки, в конце периода отмечается превосходство рационального начала над религиозным.
Четвёртый эта по времени относительно недолог – XV-XVI вв., носит название «Эпоха Возрождения». Для культуры на данном этапе характерно активное возрождение идеалов, ценностей, которые составляли греко-римскую античность.
Позиции религии прочны, но Христианство застаёт кризис, возникновение движения Реформации приводит к выделению протестанизма.
Главное идейное течение – гуманизм, характеризующийся переосмыслением веры в Бога и выделение и превознесение веры в человека и его разум. Высшие ценности – человек и его жизнь. Происходит развитие всех видов и жанров искусства. Совершаются великие открытия в мореплавании, астрономии, анатомии и др.
Начало пятого периода – середина XVII в., Данный период был назван «Новое время», представлен несколькими эпохами:
Для эпохи Абсолютизма характерно наличие важных изменений в жизни и культуре: рождение современного естествознания, постепенное вытеснение религии. В эпоху Просвещения религия подвергается критике. Основные ценности данного этапа – разум, интеллект, наука. Успехи науки приводят к выводу Запада в лидирующие позиции.
XIX в. характеризуется утверждением капитализма в странах Европы, основной опорой его развития служат новейшие достижения науки и техники. Буржуазный слой составляли люди, имеющие низкий культурный уровень, поэтому искусство ими было объявлено бесполезным.
Воздействие, оказанное сциентизмом, привело к вытеснению философии в сферу культуры, которая постепенно становилась маргинальной.
Важным явлением, возникшим в XIX в., стала вестернизация – экспансия культуры Западной Европы на Восток, проникновение на другой континент, регион.
Рассмотрение основных тенденций в ходе эволюции культуры, приходим к выводу, что истоками является неолетическая революция, на данном промежутке человечеством осваивались новые технологии – присваивающая технология постепенно заменялась на производящую, а затем на преобразующую. Данный момент являлся отправной точкой, человеком осуществлялось продвижение от постоянной борьбы за выживание к самореализации, самопознанию.
Культурный план эволюции может быть представлен двумя основными тенденциями – интеллектуализацией и секуляризацией. Эпоха Возрождения привела к решению задачи самоутверждения человека, который приравнивал себя к Богу. В период Нового времени развитие наук привело к возвышению человека над природой, на данном историческом этапе были поставлены задачи преодоления деспотизма и ослабление влияния религии. Это привело к смещению центров, оказывающих культурное и духовное влияние с институтов, трактующих традиции (церковь, школа, университет, литература, искусство) к телевидению.