Культурной антропологией называют науку, которая изучает структуру и культуру обществ от первобытных времен до современного состояния. Культурная антропология – часть знаний, объединенных общим названием «антропология».
Основным объектом изучения культурной антропологии является человек, который рассматривается под углом влияния на него культуры. При антропологических исследованиях в сфере культуры изучают общество конкретного государства, особенности определенной нации, расы.
Культурная антропология начала зарождаться как социальная наука и была связана с англо-саксонской научной традицией изучения человека и общества. В Европе и России культурную антропологию чаще называют этнографией. В настоящее время часто используется понятие социально-культурной антропологии.
Впервые термин культурной антропологии прозвучал на американском континенте в конце 19 - начале 20 века. Одним из родоначальников этого направления общей антропологии стал Ф. Боас. Он изучал языковые особенности и культуру народностей, проживающих в Северной Америке. Поддержал его идеи по изучению культурных особенностей малых народов в Европе Б. Малиновский. Ученый проводил собственные исследования на отдаленных островах в Тихом океане. Другой основоположник культурной антропологии из Великобритании Рэдклифф-Браун проводил работу на островах в Индийском океане и побережье Австралии. Первыми объектами изучения стали традиционные крестьянские сообщества. Через несколько десятилетий их начали активно сравнивать с индустриальным обществом, искать отличия последнего от первобытного, крестьянского общества, изучать разницу устоев жизни в сельской местности и городе.
Сегодня объектами культурной антропологии являются:
Базисом для развития антропологии стали учения об эволюционном процессе Чарльза Дарвина. Затем эти идеи подхватили американские и российские исследователи. В России теорию эволюции человека поддержали М. Ковалевский, Д. Анучин и Н. Миклухо-Маклай. Они исходили из того, что человеческий род един, а культура развивается единообразным и закономерным способом.
Эволюционисты в основе своего учения отмечали сходство общих тенденций развития человеческой цивилизации:
Ученые того времени выделили ряд особенностей, которые были присущи всем без исключения обществам. Человечество проходило схожие стадии развития, начиная от первобытного общества, сопряженного с дикостью и варварством, до современной цивилизации, живущей по законам.
Эволюционисты доминировали на протяжении многих десятилетий, а затем некоторые их теории были раскритикованы. Новый этап развития эволюционистов пришелся на 1950-е годы.
В России культурная антропология или этнография имела собственные отличительные черты. В нашей стране не принято было использовать названия социальная и культурная антропология. Их заменило понятие «этнография».
В России меньше внимания уделялось созданию общих теорий о культуре, ее развитии. Российские ученые некоторые западные теории изучали и брали за основу собственных учений, однако часто их подвергали критике. Поэтому долгое время в стране не было развитых теоретических концепций о культуре. Порой подобные теории звучали из уст социологов и философов.
Российская этнография делала упор на изучение народов, которые заселяли бескрайние просторы страны. Именно огромная территория побудила ученых углубиться в культурные особенности местных небольших народностей. Нередко исследования проводились с целью понять культуру этносов, чтобы эффективнее строить управление на местах. В ходе этнографических исследований изучались:
Наиболее важными областями деятельности российских ученых в области этнологии стали пространства и народы Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Севера европейской части страны, Средней Азии и Закавказья. Также дополнительные исследования проводились в традиционных местах обитания населения (Украина, Белоруссия, Прибалтика, народы Поволжья).
Российские этнографы проводили огромный объем работ, в ходе которых устанавливались культурные особенности народов страны и ближнего зарубежья.
Российские этнографы создавали специальные общества и научные учреждения, поэтому до революции 1917 года этнография была весьма развитой наукой. Самые известные научные сообщества возглавляли ведущие российские исследователи с мировым именем. В 1845 году было основано Русское географическое общество, где имелось отделение этнографии.
В России в разные периоды создавались научные труды в виде полноценных этнографических работ. Большую базу сведений о российских народах смог собрать В. Татищев. Первый обобщающий труд был издан И. Георги еще в конце 18 века. Важную роль в развитии отечественной этнографии сыграл Н. Миклухо-Маклай.
В первые годы правления советской власти наступил противоречивый этап в области развития этнографии. В 20-30-е годы прошлого века объединялись взгляды буржуазных этнографов с марксистским учением. В предвоенные годы активно создавался культ личности Сталина, поэтому сотни ученых были репрессированы. Однако наука не умирала, и в это время был создан Институт этнологии и антропологии при АН СССР. Учреждение стало ведущим исследовательским центром в сфере культурной и социальной антропологии. В стране начался выход специализированного журнала «Этнография».
Современный период развития культурной антропологии в России начался в годы перестройки в 80-х годах XX века.
Стартовал активный процесс институционализации социальной антропологии. Произошли довольно большие изменения в системе госрегулирования системы высшего гуманитарного образования, началась подготовка новых кадров преподавательского состава, где серьезную роль отводят антропологическим дисциплинам. Введены основные учебные курсы по специальностям «Культурология», «Философия», «Политология», «Психология» и другим.
В 1990-х годах произошла дифференциация антропологических дисциплин в системе социально-гуманитарного образования. По государственному стандарту образования выделилось два направления: гуманитарное и социально-научное.
Курсы, ориентированные на философские учения, стали основой антропологического образования в России. Отдельными дисциплинами стали философская, социальная, политическая антропология. Помимо этого, осуществляется преподавание по многим смежным этнологическим дисциплинам.
В настоящее время происходит предметное определение культурной или социальной антропологии, в том числе ведется активная работа по созданию и изданию учебных пособий, осуществляются мероприятия по переводу трудов антропологов зарубежных стран. Это способствует познанию на более глубоком уровне культуры и человека в целом.