Считается, что миф – это самая первая форма мышления в истории развитии человеческого мозга и сознания. Многочисленные труды по культуре и мифологии различных времён и народов говорят, что в первобытную этот феномен был не просто отражением действительности, он был регулятором поведения человека в общине. Среди учёных и большинства образованных людей неоспоримой истиной считается то, что миф был не просто первой формой мышления, он заложил фундамент для возникновения и развития вообще всех форм общественного сознания:
Рассматриваемое нами явление - это важная составляющая искусства. Исследователи античной эпохи сообщают нам, что предания Древней Греции были очень важным материалом для искусства. Здесь нужно упомянуть знакомого нам всем Гомера. У героев его произведений отсутствует какой-либо психологизм, они всё принимают как волю богов, иными словами их мировоззрение пропитано мифологией. Огромное воздействие сказания и легенды имели и во времена расцвета такого фундаментального для античности жанра литературы, как «трагедия». Когда драматург Эсхил создаёт произведение «Персы» на сюжет реального исторического события, то само это событие автор превращает в миф.
Специалисты по истории культуры и искусства считают, что древнеримская поэзия даёт принципиально новый взгляд на мифологический материал. Вергилий, прозванный «мантуанским лебедем» обнаруживает взаимосвязанность легенд с философским осмыслением исторического процесса. Поэт формирует добавляет к пласту преданий символические смыслы и лирическую проникновенность. Другой знаменитый древнеримский поэт, Овидий, наоборот, отделяет мифологическое содержание от религии. В его творчестве до конца осуществляется сознательная игра с «заданными» сюжетными линиями, превращёнными в унифицированную систему. По отношению к отдельному сюжету Овидий позволял себе использовать приёмы иронии или фривольности.
Принято считать, что религиозные представления человека о мире целиком и полностью выросли из мифа, его обрядов и ритуалов. В области философии и других гуманитарных дисциплин сложилась такая ситуация, что полноценное исследование вопроса происхождения религии из мифологии не было осуществлено. Если учёные и посвящали труды данной проблеме, то содержание этих работ в основном сводилось к констатации наличия в конфессиях сюжетов из древних саг и легенд. Однако сегодня в академических кругах эта тема получает полноценную разработку и изучение, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях.
Для понимания мифа нужно подчеркнуть, что неотъемлемой его составляющей являются обряд и ритуал. Существует мнение, по которому, магические практики и обряды на "заре" человеческой истории играли большую роль, чем сами предания, их словесное содержание.
В этом направлении работал знаменитый британский антрополог, культуролог и религиовед, автор монументального 12-томного труда «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер. Его метод основывается на установлении связей мифологического повествования и его обрядового воспроизведения. Но выдающийся исследователь шёл по пути не столько толкования сказаний через ритуал, сколько по пути выяснения глубинного смысла ритуала в жизни древнего общества. Анализируя и детально разбирая какой-либо архаический сюжет, Фрезер говорит в основном о сказаниях и легендах, потому что он считал, что архаические повествования – это результат искажённых воспоминаний о реальных исторических событиях и людях. К примеру, несчётное количество рассказов о потопе явились следствием преувеличенных описаний наводнений, которые люди наблюдали в разных географических регионах. В своих трудах он также указывал, что миф, несомненно имеет более древние корни, чем религиозные верования, а немало сюжетов из мифологии включены в священное писание. Пожалуй, самый яркий пример такого «включения» - это вавилонские и различные семитские легенды и предания, ставшие частью главной христианской книги – Библии.
Другие исследователи, Э. Дюркгейм и Б. Малиновский, полагали, что причина возникновения религиозных представлений кроется в общественной жизни. Ещё раньше Дюркгейма и Малиновского о появлении конфессий в связи с социальным фактором, говорил Людвиг Фейербах. Это немецкому философу, к слову принадлежит оригинальная классификация религий, на догосударственные и государственные. Согласно ему, во времена, когда государства ещё не существовало как такового, ритуалы являлись общественными регуляторами, а ритуально-обрядовые практики отражали кровнородственные связи, поэтому в ранних духовных учениях нет образа бога. После разложения родоплеменного уклада, родоплеменные связи перестали играть роль норматива общественного поведения. Поэтому в государственных религиях им на смену приходят социальные институты, и с этого момента государство становится отчуждённой для людей формой. Оно воспринимается как вышестоящая сила, подавляющая человека, в связи с чем и появляется образ всесильного, стоящего над всеми Бога, которого нужно почитать и поклоняться ему.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что миф явился исторически первой формой человеческого сознания, а также первым механизмом регулирования поведения людей в социуме. Развиваясь и подвергаясь изменениям, происходящим в обществе, с течением времени миф, и сопровождавшие его обряды и ритуалы стали основой для зарождающихся религиозных верований.
С развитием и усложнением социума, сказания и предания потеряли свою значимость, как специфический способ познания мира, и уж тем более как норматив для взаимоотношения людей. Но миф не исчез, он органично встроился в религию, и другие формы общественного сознания. Этот феномен и сегодня остаётся важной часть всех сфер культурной деятельности индивида.
Современные мировые религии: