Культура – это система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, которая обеспечивает воспроизводство и преобразование социальной жизни во всём многообразии её проявлений. Программы человеческой жизнедеятельности – это набор знаний, умений, шаблонов поведений, мифологий, религиозных учений, научных парадигм, ценностных установок и т.д. Все вышеперечисленные программы деятельности предстают как социальный опыт всего человечества. Культура собирает, сохраняет и передаёт новым поколениям этот опыт. Но, кроме того, он вырабатывает новые виды и способы бытия человека в мире, что, в конечном итоге, является ключевым условием для обновления общества.
Культура – фундаментальный термин для многих гуманитарных дисциплин. Выделим лишь некоторые из них:
Рассматриваемое нами понятие менялось в процессе исторического развития.
Изначально данное слово применялось в значении возделывания человеком почвы, обработки земельных угодий. В дальнейшем смысл слова становится более широким, «культурой» стали называть обработку природных материалов в разных ремёслах, а затем и деятельность, связанную с воспитанием и образованием человека. Выдающийся древнеримский политический деятель, мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) в своём труде «Тускуланские беседы термин «культура» использовал в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»). Он считал, что человек, занимающийся философскими изысканиями, обладает тонкой душевной организацией и большим умом. Последующее развитие понятия «культура» было связано с его распространением на всё искусственно созданное, сотворённое человеком в противовес первозданному, природному.
В работах известного немецкого юриста, историка и философа Самуэля фон Пуфендорфа (1632 – 1694 гг.) слово «культура» приобретает самостоятельное значение. Он употребил его применительно к « человеку искусственному», воспитанному в цивилизованном социуме, в противовес человеку «естественному», невоспитанному и необразованному. Сначала в обиход философии, а впоследствии в категориальный аппарат науки, и наконец, в повседневную речь данное слово вошло благодаря немецкому филологу и просветителю И. К. Аделунгу (1732–1806 гг.), который в 1782 году выпустил в свет труд «Опыт истории культуры человеческого рода». Немецкий теолог, писатель и историк культуры И. Г. Гердер (1744–1803) также способствовал популяризации этого термина в науке 18-го столетия. Он указывал на его происхождение из латинского языка, а также на связь со словом «земледелие».
Важно подчеркнуть, что в различных гуманитарных науках сегодня насчитывается около 1000 трактовок термина «культура».
Культура – это система знаков, которая предполагает, что явления, процессы и вещественные артефакты, обладающие смыслом, которым их наделил человек, становятся знаками. Знак – некий объект или предмет, несущий определённую информацию о других предметах, и который также применяется для получения, хранения, обработки и передачи информации.
Культура как знаковая система предстает перед человеком в многообразии и в тоже время в единстве духовного и материального. Знак представляет собой материальный предмет (дорожный знак, рисунок, фигурка), но его значение, иными словами его смысл, информация, которую он несёт – продукт духовного производства человека. Можно сказать, что знак – это некая материальная «обёртка», «оболочка» желаний, чувств, переживаний, помыслов человеческого существа. Знак – яркий пример неразрывного единства материальной и духовной сфер культуры.
Если выражаться образно, то человеческая культура сродни информационному обеспечению в компьютерных системах. У компьютера тоже есть своя знаковая, языковая среда, которая и обрабатывает информацию. Из идентичных компонентов состоит и культура человека: язык – это и знаковая система, и социальная память, и алгоритмы человеческого поведения, и средство сохранения и передачи опыта. Тем самым культура – информационное обеспечение общества. Итак, культура как система знаков представляет собой любые вещи и предметы, наделённые смыслом. Совокупности знаков образуют знаковую систему, например язык, содержащий в себе социальную информацию, без которой невозможно существование цивилизованного общества.
В культурной среде любого общества у знаков имеются собственные смыслы, понять которые зачастую может только представитель данной культуры. Невзирая на тот факт, что в мире насчитывается около 7 тысяч языков, каждый из которых неповторим и уникален, в них всё-таки используются одни и те же типы знаков.
Всякая культурная среда обладает своим семиотическим полем, в которое входят знаковые средства во всём своём разнообразии, используемые в данном общества.
Среди всех типов знаков, используемых в культурах всех развитых обществ, нужно выделить основные:
В культуре также имеются вторичные, или моделирующие знаковые системы, которые называют «культурными кодами». Вторичные знаковые системы – это те, которые были созданы на основе естественного языка и других знаковых систем, являющихся первичными. К вторичным системам относят языки таких форм культуры, как наука, религия, философия, политика, право, спорт, реклама, телевидение, и, конечно, интернет. Можно сказать, что эти знаковые системы как бы надстраиваются над естественным вербальным языком, например, язык искусства. Некоторые вторичные знаковые системы тесно связаны и переплетены с историей, потому что выступают культурными кодами конкретного периода в истории.