Разговор об эволюции развития обоих направлений, а также их взаимодействия и взаимовлияния следует начинать с того, что на философском уровне размышления о культуре, ее сути и значимости в жизни и сознании человека начались относительно поздно. Исследователи приобщились к данной идее только на стыке 17-18 веков. Это очень четко прослеживается в учениях таких мыслителей, как С. Пуфендорф, Дж. Вико, Б. Франклин, И. Кант и многих других. В их концепциях человек рассматривается как разумное существо, которое наделено волевыми качествами и способностью созидать. Эти теории человека все еще соотносят с животным, но наделяют его творческими способностями: например, умением создавать орудия труда.
С их точки зрения, история культуры человечества выступает в качестве его саморазвития, происходящему благодаря тому, что человек осуществляет некоторую осознанную предметную деятельность, и проявляется это в ремесле, речевых способностях, в поэзии и игровых формах деятельности. В дальнейшем культуру в рамках философских рассуждений рассматривали в связи с рядом вопросов, которые касались таких аспектов:
Все это рассматривалось и осознавалось в виде двусоставного образования, которое включает в себя и природу как естественную среду обитания человека, и культуру – все предметы, средства, орудия, которые изобретаются человеком для того, чтобы улучшить свое положение, сделать условия жизни более комфортными. Постепенно такие рассуждения вылились в новый подход – философию культуры. Она, в свою очередь, после долгих разработок распалась на несколько частных дисциплин:
Все эти направления в той или иной степени акцентировали внимание на том, как человек создает культуру, как видоизменяет природу в соответствии с требованиями времени, как модифицируется культура языка, и какой смысл закладывается индивидом в то, чтобы осознать себя в культурном мире и соотнести себя с этим самым миром культуры, с философией культуры. Очень важно также и взаимодействие человека с другими людьми, их совместные решения в отношении какой-либо деятельности.
В 20 веке к проблеме взаимоотношений философии и культуры начали относиться более пристально. Например, в Торонто в 1983 году состоялся 17 Всемирный философский конгресс. Это мероприятие было посвящено специально тому, чтобы рассмотреть проблематику взаимодействий философии и культуры. На конгрессе представили широкий спектр подходов к культуре современных философов, которые стремятся продемонстрировать взаимосвязь этих двух научных направлений. Среди подходов следует отметить теологический и марксистский, рационалистический и эмотивистский, технологический и символический. Все они затрагивают вопросы личности, а также вопросы, которые касаются непосредственно научно-технологического прогресса. Философы пришли к выводу о том, что распространение технических средств, которые очень активно видоизменяются, в особой степени влияют на культуру каждого человека, а также на его индивидуальные и мировоззренческие ориентиры.
Обращение к проблематике взаимодействия философии и культуры приводит исследователей к выводу о том, что в рамках этого направления происходит большое количество процессов, которые могут быть сходны с теоретическим изучением человека и искусства. Такое соотнесение связывают с тем, что искусство моделирует человеческое бытие, а культура, в свою очередь, реализует это бытие именно как человеческое, в его житейском опыте. Реализации этой характерна полнота исторически выработанных человеком способностей и качеств, которые и отделяют его от мира животных.
Иными словами, все, что есть в человеке в виде его чисто человеческих качеств – это все предстает в качестве объектов культуры. Культура, в свою очередь, оказывается очень разнообразной и богатой, но в то же время такое разнообразие говорит о противоречивости ее элементов, о том, что все они дополняют друг друга. Сам человек является творцом культуры. Он воссоздает ее для того, чтобы делать свою жизнь более комфортной, пригодной для существования. Он выстраивает города, меняет инфраструктуру, урбанизирует огромные территории для того, чтобы сделать их удобными в первую очередь для себя. Таким образом, развивается человечество, которое стремится получить все больше благ и ресурсов. Обратная сторона этих процессов – то, что разрушается естественная природа, меняется и ухудшается экологическая ситуация.
В итоге, философы приходят к выводу о том, что то, что создается руками человека, может в ближайшее время убить его. Техногенные катастрофы рушат города и убивают людей, ядерное оружие, которое создается для усиления могущества отдельных стран, может в любой момент быть запущено и уничтожить миллионы жизней. В этом и заключается двойственность и противоречивость такого взаимодействия.
Еще одна проблема, которая беспокоила философов (преимущественно, в 60-е годы 20 века, но некоторые из них занимаются ею и сейчас) – это власть. Так, исследователи акцентируют внимание на некультурном руководстве страной. Оно полностью уничтожает интеллигенцию, а страну выставляет в абсолютно неблагоприятном, невыгодном свете. В таких условиях необходимость в теории и практике культуры попросту отпадает, что ведет к медленной деградации власти. Избавиться от этого кризиса можно лишь путем возрождения культурных традиций, а также в воспитании толерантности и уважительного отношения к собственному народу, а не в потакании собственным интересам, которые нередко ставятся гораздо выше интересов и потребностей населения.