Под культурой в широком смысле понимают человеческую деятельность во всех её проявлениях, но в первую очередь творческое самовыражение и самопознание человека. Именно культура отличает человека от всех остальных существ, с её помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, а преобразует мир вокруг себя.
Выделяют материальную и духовную культуры. Материальная культура — это искусственно созданные предметы, используемые для адаптации людей к природным и социальным условиям жизни. В отличие от материальной, духовная культура не воплощена в предметах, это система идей и знаний, которая принадлежит некоторому социуму или человечеству в целом. Продуктами материальной культуры являются вещи, духовной — идеи.
К духовной культуре относят множество разделов, в частности:
Все они ставят целью познать и осмыслить действительность, окружающий мир, объяснить причины происходящих событий.
Наука — область человеческой творческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности в форме проверяемых объяснений и предсказаний. Именно в этом заключается основная функция науки, её смысл. Также под наукой понимают результат такой деятельности, то есть те самые объективные знания о действительности.
Рассмотрим некоторые отличия науки от других форм общественного сознания:
Важной характеристикой науки, выделяющей её из других областей духовной культуры, является постоянное получение, осмысление и углубление знаний. Таким образом, результат научного познания принципиально не известен заранее.
Наука, в отличие от других отраслей духовной культуры, возникла в более позднее время. На ранних этапах развития человеческих сообществ познавательная и производственная деятельности были неразделимы. Знания выполняли роль руководства определенными видами деятельности человека. Важной предпосылкой возникновения науки считают накопление таких знаний.
Возникает наука в VI в. до н.э. в Древней Греции. Именно тогда мыслители начали объяснять действительность через естественные начала в противовес сверхъестественным. На первый план для описания закономерностей природы выдвигаются объективность знания, логичность, убедительность.
Некоторые исследователи считают, что этот этап развития науки правильнее называть протонаукой, а возникновение собственно науки они относят к Новому времени, когда в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт). Мир, в котором мы сегодня живем был создан именно благодаря бурному росту науки, начавшемуся в Новое время.
Современный этап научно-технического прогресса, начавшийся в первой половине XX века, – эпоха научно-технической революции – это качественное преобразование производительных сил общества, которое стало возможным, когда наука стала ведущим фактором развития общественного производства и всей жизни общества. Науку XX века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой. Научно-техническая революция определяется многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи.
Наука используется для развитии техники и технологий, для организации и осуществлении производства всей материальной культуры и материальных благ в частности. Освоение природы, государственное управление, обоснование прав и свобод личности, смысла жизни, решение многих других задач базируется на научных рекомендациях.
При этом выделяют два важных способа, которыми наука воздействует на современную культуру:
К методам научного познания, выработанным в процессе развития науки, относятся наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализация, формализация и другие. Вообще, научный метод — система принципов, которыми руководствуются в научной деятельности. Суть научного метода в требовании объективности, которое полностью исключает субъективную интерпретацию результатов. Именно это позволяет всё ближе приближаться к истинному пониманию действительности.
Наука оказывает влияние на интеллектуальную культуру общества, поскольку она развивает и углубляет логическое мышление, предлагает новые пути поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В своих различных формах наука отражается в моральных нормах и всей системе нравственности общества, на искусстве и, в некоторой мере, на религии. Например, с конца XX века католическая церковь официально признаёт биологическую эволюцию, отказываясь от идеи сотворения живых существ неизменными, то есть время от времени религии приходится приводить свои принципы, в том числе основные, в соответствие с неопровержимыми научными данными.
Таким образом, формируется и пропагандируется научная картина мира — целостная система принципов и понятий об общих свойствах и о законах объективной реальности. По своей сути научная картина мира – это форма систематизации знаний, качественное обобщение различных научных теорий.
Можно сделать вывод, что наука является источником культуры, как материальной, поскольку благодаря взаимодействию науки и техники, возникает множество новых предметов материальной культуры, так и духовной, поскольку наука формирует особое мировоззрение и в целом способна производить новые знания и идеи.