Этапы клинической психологии


Этапы клинической психологии

Понятие и зарождение клинической психологии

Определение 1

Клиническая психология – это специальность широкого профиля, характеризующаяся межотраслевым характером и принимающая участие в решение ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной поддержки населения.

Работа клинического психолога имеет цель повысить психологические ресурсы и адаптационные возможности человека, гармонизировать психическое развитие, охранять здоровье, преодолевать недуги, проводить психологическую реабилитацию. Становление клинической психологии в качестве одной из основных прикладных отраслей психологии связывают с развитием общей психологии, медицины, физиологии, биологии и антропологии.

Клиническая психология зародилась в античный период, когда произошло формирования психологических знаний в глубине философии и естествознания.

Первые научные представления о психике, формирование науки о душе, а также формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связывают с развитием античной философии и достижением античных врачей.

Следующий этап - Средневековье. Это достаточно длительный период, которому характерен мистицизм и религиозный догматизм, гонения на естествоиспытателей и костры инквизиции. Таким образом, психология средних веков базировалась на философии.

Таким образом, наиболее разработанными разделами клинической психологии 60-х годов, стали следующие:

  • патопсихология, которая сформировалась на границе психологии, психопатологии и психиатрии. Представителями этого направления являются Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф.;
  • нейропсихология, которая сформировалась на стыке психологии, нейрохирургии и неврологии. Данное направление развивали Лурия А.Р., Хомская Е.Д.

Известна самостоятельная область психологических знаний, которым характерен собственный предмет, методы исследования, собственные теоретические и практические задачи – именно это называется клинической психологией.

На сегодняшний день, клиническая психология – одна из наиболее популярных прикладных областей психологии, имеющая большие перспективы развития в будущем.

Впервые термин «клиническая психология» ввел американский психолог Лайтнер Уитмер, который определил его в узком смысле в качестве изучения индивидов через наблюдение или эксперимент, с целью изменить его. В соответствии с современным определением Американской психологической ассоциации, клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику, чтобы понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, то есть способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология включает некоторые аспекты функционирования человека в течение его жизни:

  • интеллектуальные,
  • эмоциональные,
  • биологические,
  • психологические,
  • социальные и поведенческие, располагающиеся на всех социоэкономических уровнях.
Замечание 1

Предпосылки формирования клинической психологии в России заложили психологические исследования французских и русских психиатров в конце XIX века. Первую психологическую лабораторию в России заложил Бехтерев В.М. в 1885 году, при психиатрической клинике Казанского университета. В ХХ веке исследования проводились на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.

Этапы клинической психологии

Таким образом, в истории развития клинической психологии, условно принято выделять пять этапов:

  1. Истоки клинической психологии, заложенные работами ученых XIX века – Фрейдом З., Шарко Ж.-М., Кречмером Э., Крепелиным Э. Они стремились с естественнонаучной точки зрения понять природу психических патологий, охарактеризовать ее феноменологию и специфические отличия от нормативного развития. Клиническая психология формировалась при объединении лучших традиций классической психиатрии и новаторских экспериментальных тенденций, а также открытие гипноза в качестве метода познания бессознательного.
  2. Проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию. В данном направлении можно отметить работы Вундта В., Эббингауза Г., Ттченера Э. В конце XIX века при крупных психиатрических клиниках началась организация психологических лабораторий Э. Крепелина – в Германии, во Франции – П. Жане. Были открыты психологические лаборатории и в России – в Казани и Петербурге лаборатория Бехтерева В.М., в Москве – лаборатория Корсакова С.С., в Киеве – лаборатория Сикорского И.А., в Юрьеве – лаборатория Чижа В.Ф., в Харькове – лаборатория Ковалевского П.И. Были также организованы лаборатории в Англии и США.
  3. Гальтон Ф., Кеттел Дж. изучали индивидуальные различия в Англии, Бине А. и Симон Ф. – во Франции, это стало стартом начать применять тесты в процессе исследования психически больных. После Второй мировой войны в западной клинической психологии произошло смещение интересов с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных особенностей. Вырос процент применения проективных методик в клинике, чтобы более глубоко и тонко понять бессознательные тенденции личности, из психологический смысл.
  4. В 60-х годах появилось антипсихиатрическое течение клинической психологии, произошло проникновение гуманистических идей в эту отрасль знаний. Психотерапия стала основной формой профессиональной деятельности клинического психолога. Изменился смысл понятия «клиника» в сторону понятия «клиники жизни», то есть понятие стало включать в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов и экзистенциальных проблем.

    Произошло расширение границ понятия «клиническая психология». Возникла социальная психиатрия, что помогло быстрее распространить внебольничные формы ведения пациентов, включая групповую и семейную психотерапию, психологическое консультирование.

    Доминирующим подходом стал экологический, ориентирующийся на активизирование потенциальных резервов и механизмов выживания, которые помогут гармонично взаимодействовать с социумом.

  5. Прикладная роль клинической психологии основана на прочном основании исследований отечественных психологов-классиков, к которым относится Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В,, Лурия А.Р., Мясищев В.Н. и др.

Замечание 2

Работы клинических психологов вышли за рамки клинической медицины, начав охватывать людей, которым необходима психологическая помощь. Большое значение принадлежит развитию психопрофилактики. Знания и методы, полученные клинической психологией, используются в неспецифической профилактике, которая направлена на внесение в сознание людей культуры здоровья, разворачивающая широкую пропаганду психологически обоснованных методик борьбы с вредными здоровью привычками и навыками.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :