Личность – это интегративное свойство психики, объединяющее мотивационно-ценностные, волевые, познавательные, поведенческие компоненты в некую внутри психическую реальность, через которую преломляются внешние воздействия и преобразуются в ответную реакцию организма на окружающие стимулы.
Личность выступает одной из центральных характеристик психической жизни человека, она характеризует неповторимым сочетанием психологических свойств и качеств, которые делают человека индивидуальностью, обуславливают его отличие от других и служат для идентификации. Базой для формирования личности выступают биологические предпосылки, такие как темперамент (тип нервной системы), задатки, особенности развития органов чувств и нервной системы. Детерминирующее влияние на развитие личности оказывают социальные факторы, такие как социально-культурная ситуация развития, стиль семейного воспитания, окружение и т.д. Формируясь в определенной реальности личность стремится адаптироваться к ней, функционировать органично ее законам и правилам. Однако воздействие некоторых факторов может вызывать нарушение адаптации – деформацию личности.
В широком смысле под деформацией можно понимать любое искажение или заострение личностных или характерологических черт, которое приводит к затруднению или нарушению адаптации личности в социуме, носящему устойчивый характер.
Устойчивость выступает как один из признаков деформации – она стабильно проявляется в поведении личности, при этом стремиться к генерализации, т.е. выходу за рамки какой-либо одной сферы деятельности (профессиональной или межличностных отношений). Личность крайне некритично относится к проявлению данной черты, сопротивляется попыткам корректировать свое поведение со стороны социума, хотя по другим вопросам может быть вполне уступчива.
Профессиональная деформация личности – это комплексное изменение стереотипов восприятия, характерологических черт, поведенческих паттернов и стилей межличностного взаимодействия, детерминированное длительным выполнением профессиональных обязанностей.
Существует точка зрения, согласно которой, профессиональная деформация – закономерной этап профессионального становления личности, связанный с усвоением норм и правил, принятых в рамках специфики рабочей деятельности, а также развитием необходимых качеств. Согласно другому подходу (А. Адлер, С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, и др.) профессиональная деформация представляет собой вариант негативного сценария развития личности в рамках профессии.
Профессиональные деформации могут развиваться у представителей различных специальностей. Однако наиболее явные деформации, значительно влияющие на структуру межличностных отношений и социальную адаптивность личности характерны для специалистов из сферы субъект-субъектных взаимодействий. Детерминирующими факторами данного феномена является более высокий уровень эмоционального напряжения, частая необходимость разрешения конфликтов и противоречивых ситуаций, перманентная оценка профессиональной деятельности и качеств специалиста.
В качестве основания для развития деформации может выступать индивидуально-типологическое качество личности или профессионально-значимая характеристика, которая закрепляется в качестве ригидной установки, стереотипического поведения, проявляющегося не только в рамках рабочей обстановки, но и за ее пределами.
Согласно классификации Э.Ф. Зеера можно выделить следующие уровни профессиональных деформаций:
Акцентуация – это заострение отдельных черт характера личности, затрудняющее адаптацию, крайняя степень выраженности нормы.
Акцентуация занимает промежуточное положение между характерологической нормой и патологией в виде психопатии. Акцентуированная личность характеризуется чрезмерной степенью выраженности отдельных черт характера, которые занимают доминирующее положение и проявляются в поведенческой и эмоциональной сфере личности в целом, вне зависимости от внешних условий или целесообразности их проявления. При развитии акцентуации у личности складывается «избирательная чувствительность», когда одни социально-значимые стимулы вызывают слабую реакцию или не вызывают ее вообще, а другие, специфические, напротив приводят к чрезмерно бурному реагированию.
Так, например, выговор со стороны начальника не окажет должного воздействия на специалистов акцентуированных по истероидному или эпилептоидному типу. Для первых болезненным стимулом будет являются игнорирование их попыток привлечь к себе внимание, а для вторых намерение вмешаться в их «зону контроля», будь то отдел, клиентская база или просто рабочий стол.
Акцентуация может протекать в явной и скрытой форме. В явной форме крайняя выраженность черт проявляется постоянно, а в скрытой – находят свое проявление в психотравмирующих ситуациях. Акцентуация формируется в подростковом возрасте, но, как правило, уже к юношескому периоду большинство индивидов возвращаются в норму. Однако под воздействием различных факторов, таких как социальное подкрепление или стрессовые ситуации, заострение отдельных черт может принимать хронический характер. Подростковая акцентуация – это возрастной вариант нормы, в то время как наличие акцентуированных черт в более старшем возрасте, свидетельствует о деформации личности.
Можно выделить следующие типы акцентуаций характера: