Околосмертные переживания - интегративное наименование для субъективных переживаний различного характера, возникавших в момент угрозы физиологическому существованию личности, которая выжила.
Понятие и феномен околосмертных переживаний были введены Р. Моуди в своей знаменитой книге «Жизнь после смерти». Моуди - врач, психиатр, философ, преподаватель - в рамках своей работы на протяжении многих лет сталкивался с людьми, пережившими опыт клинической смерти.
Клиническая смерть - состояние организма, когда, несмотря на остановку сердца и прекращение дыхания, реанимационные мероприятия еще возможны, поскольку основные функции головного мозга еще не угасли.
Люди, которые пережили свой опыт умирания, рассказывали удивительно похожие вещи, что натолкнуло его на обобщение полученной информации. Люди, побывавшие на грани, были разными по своей религиозной принадлежности, проживали в разных частях США, имели разное социальное происхождение, но в их околосмертных переживаниях были общие черты.
Согласно проведенным исследованиям Ванн Ломмеля, околосмертные переживания наблюдаются в 18% случаев. Его переживание не связано с гендерными, религиозными, культурными особенностями, а также с длительностью нарушения сознания, гипоксией мозга, использованием медикаментов (за рядом исключений, подобных LSD). Такой опыт чаще испытывают пожилые пациенты, чем молодые. Ситуации его возникновения могут быть абсолютно разными - от операций до кораблекрушений. Все пациенты, опрошенные врачом и его командой, были психически здоровы.
Моуди описал «идеальный» околосмертный опыт, который включает в себя последовательное прохождение таких следующих стадий как:
В общем списке Моуди выделил около пятнадцати элементов, которые встречались ему в рассказах людей. Обычно околосмертное переживание начинается в тот момент, когда не выдерживает физическое тело, человек слышит, как врач признает его мертвым. Вокруг нарастает неприятный шум, жжение, звон, он чувствует, как движется с большой скоростью через длинный черный туннель. После этого внезапно он оказывается вне своего физического тела, наблюдая за ним как зритель со стороны.
Психическое состояние человека в данный момент можно охарактеризовать как переживание эмоционального шока. Пока он переживает это состояние, врачи пытаются реанимировать тело. Вскоре он замечает, что обладает телом, но не привычным, с совсем другими свойствами. К нему приходят души других людей, чаще всего умерших родственников и друзей, чтобы помочь ему и встретить. Появляется светящееся существо, изучающее добро и любовь, оно заставляет оценить свою жизнь. Именно в этот момент перед сознанием проносятся картины важнейших событий жизни. Через какое-то время он обнаруживает, что приблизился к некой границе, которая разделяет этот и посмертный мир. Однако пройти он ее еще не может, т.к. час смерти не наступил. Несмотря на сопротивление, душа возвращается в свое тело, которое уже вернули к жизни.
Пришедшему в себя человеку трудно рассказать, описать свой опыт, чтобы правильно передать все испытанные им ощущения. Такой опыт оказывает сильное впечатление на человека, заставляя переоценивать свои поступки. Хотя не всегда человек рассказывает о пережитом, опасаясь непонимания и насмешек со стороны других.
Обобщая в такую картину рассказы лиц, переживших клиническую смерть, Моуди делает ряд уточняющих поправок:
Л.М. Литвак объясняет околосмертные переживания через состояние умирающего сознания - терминальную энцефалопатию. На основе собственного опыта и анализа соответствующей литературы профессор Литвак пришел к заключению, что данные переживания не посмертные, они - предсмертные сновидные, вызванные умиранием мозга. Люди, испытавшие клиническую смерть, описывали преимущественно эйфорическую стадию данного процесса, связанную с кажущейся легкостью, парением.
В таком состоянии человек переживает субъективную реальность, которая формируется под действием ряда факторов. С одной стороны, воздействует спонтанная активность мозга, способного еще создавать образы и переживания, отчасти их запоминать, но не понимать. С другой стороны, действуют наиболее устойчивые привычки, переживания, впечатления в самом широком диапазоне - начиная с перинатального периода до собственного последних ощущений в момент клинической смерти. Именно так можно объяснить встречи со значимыми умершими родственниками. Такие встречи важны и значимы для человека, но по сути они происходят в памяти человека через воссоздание их образов при каждом вспоминании их.
Кроме того, существуют врожденные психические структуры, сформированные в перинатальный период и названные Юнгом архетипами коллективного бессознательного, с точки зрения Грофа - базовые перинатальные матрицы.
С медицинской точки зрения возникновение околосмертных переживаний вызвано патологическим реагированием рецепторов при нарушении снабжения кислородом головного мозга. Этим можно объяснить шумы, звон, жужжание в слуховых рецепторах, а в зрительных - свет или вспышки света. Подобные эффекты могут возникнуть под влиянием гипоксии, гиперкапнии, эндорфинов и сератонина, кетамина.
С точки зрения Д. Борджигины причиной околосмертных переживаний является всплеск электирической активности в головном мозге. Он считает, что перед смертью мозг человека проявляет наибольшую нейрофизиологическую активность, что приводит к галлюцинациям. Из-за повышенной активности мозга пациенты, пережившие клиническую смерть, считали все происходящее реальностью.