Мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности. Как часть интеллекта мышление отвечает за оперирование образами, идеями, символами, представлениями, понятиями.
Внешним выражением мышления является речь. Процесс мышления должен соответствовать следующим условиям:
Если искажается восприятие и переработка информации, то наблюдается неустойчивость внимания, плохая память и т.д. В результате человек неправильно оценивает ситуацию, делает ложные выводы и предположения. Так, при шизофрении происходит искажение поступающей информации, в результате чего делаются неверные выводы о реальности, соответственно и поведение человека неадекватно обстоятельствам.
При психозах происходит нарушение форм мышления. Личность не соблюдает формальные законы логики, в результате чего выводы и заключения обладают нереалистичным характером, однако самого человека это не смущает. Формальные нарушения предстают в виде бессвязности мыслей, их разорванности, ассоциативности мыслительных процессов.
При недостаточной системной регуляции происходит систематическое обращение при анализе какого-либо события не с точки зрения объективной реальности, а с обращением к предшествующему опыту и личностному опосредованию процесса мышления.
Еще одним из проявлений нарушения сознания может быть низкая когнитивная структурированность. Когнитивная структурированность предполагает наличия в мышлении человека определенного количества понятий, которые дают основания для человеческих действий. Чем их больше, тем ярче и разнообразней видится личности окружающий мир. При низкой когнитивной структурированности человек склонен видеть мир только с одной позиции, выборочно отмечать его элементы, связывать их между собой только по определенным правилам. Это делает его уязвимым, не позволяя усваивать информацию о мире во всей ее полноте. Они могут обращаться за поддержкой к другим людям, в результате чего чрезмерно полагаться на мнение окружающих. Низкая когнитивная структурированность часто проявляется при депрессиях, асоциальном поведении, аддикциях.
Б.В. Зейгарник выделяла следующие виды нарушения мышления:
При нарушении операционной стороны мышления происходит снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщений выражается в утрате способности соотносить объекты меду собой на основании выделения существенных качеств, признаков. Вместо этого обобщение производится на более примитивных началах, по принципу внешнего сходства, совместного использования в деятельности, нахождения в одном поле зрения и т.д.
Искажение процесса обобщения состоит в том, что больные производят обобщение на основе выделения незначительных черт и признаков, руководствуясь теоретизированными и общими правилами и представлениями, имеющими несущественное значение. Их обобщения носят бессодержательный характер, а речь принимает вычурный образ.
Нарушение динамики может выражаться в изменении темпа мышлении. Он может как ускоряться, так и замедляться. При ускорении мысли личности поверхностны, быстры, малодоказательны. Больные часто в разговоре перепрыгивают с темы на тему, вслед за своими «скачущими» мыслями. При замедлении происходит обратное явление. Реже встречается лабильность, когда наблюдается чередование ускорения темпа мышления, а позже его замедление.
При нарушении подвижности мышления (инертность, ригидность) мышление характеризуется днонаправленностью, доминированием одной мысли, которую больной не может поменять или оспорить. Он склонен фиксироваться на проблеме, сконцентрировавшись на отдельных деталях, не принимая во внимание ситуацию в целом. Переключение между задачами замедленно, осуществляется с трудом. Вязкость представляет собой крайний вариант обстоятельственности, при котором пациент слишком сильно концентрируется на отдельных деталях объекта, теряя из виду его смысловое наполнение, испытывая значительные трудности при возвращении т отдельных элементов к осмыслению целого.
Данные нарушения возникают при изменениях в мотивационной сфере личности. При данном виде нарушений личность придает большее значением индивидуальным смыслам, чем общественным. Это приводит к следующим видам нарушений:
В эту же группу нарушений входят нарушения содержания мышления. Они представляют собой навязчивые, бредовые и сверхценные идеи.
Навязчивые идеи возникают непроизвольно, они не несут адекватной информации, зачастую вступают в противоречие с имеющейся у личности системой ценностей. Человек вполне осознает, что эти мысли неадекватны, однако не может от них освободиться, испытывая эмоциональный дискомфорт от их возникновения у себя в сознании.
Сверхценные идеи имеют логическую структуру, представляют собой значимые для личности убеждения, сформированные в тесной связи с ее мировоззрением, реальным опытом и имеющие тесную связь с эмоциональным зарядом.
Бредовые идеи представляют навязчивые и отстаиваемые личностью ложные умозаключения, не имеющие никакой опоры в реальности.