Детская клиническая психология является частью клинической психологии и представляет собой междисциплинарную область знаний. Она связана с такими науками, как психология, в особенности психология аномального развития и специальная психология, психиатрия, педиатрия, хирургия, неврология и т.д. Связь с большим количеством наук объясняется сложностью предмета детской клинической психологии.
Сам термин появился сравнительно недавно, примерно в середине XX века, однако внимание к детям с особенностями психического развития проявляли с древних времен. Степень выживания таких детей во многом зависела от развитости общества и господствовавших в них представлений. Только в XIX веке с развитием медицины и психиатрии таких детей стали рассматривать как больных, а значит, существовала возможность их лечения.
Первоначально из детских нарушений были выявлены сенсорные патологии (слепота, глухота), позже к ним добавилась умственная отсталость. В основе детской клинической психологии лежат разработки Ж.Д. Эскироля об умственной отсталости, Ж. Итара и Э. Сегена по вопросам диагностики и средств развития детей, М.Монтессори и А. Бине. Э. Крепелиным был сформирован нозологический подход к детским психическим болезням, что позволило поставить вопрос - а могут ли быть у детей такие же психические болезни, как у взрослых, например, шизофрения?
Большое значение для развития детской клинической психологии имел психоанализ, разработанный в трудах З. Фрейда и его последователей. Благодаря тому, что источник многих психологических проблем они искали в детском возрасте, в целом увеличился интерес к детству и психическому развитию ребенка. Понимание нормы и отклонения в детской психологии изучалось такими исследователями, как С. Холл, Ж. Пиаже, Ш. Бюлер и другие.
Предмет детской клинической психологии - закономерности нарушенного развития, вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания. (М.А. Акопова).
В задачи специалиста по детской клинической психологии входит:
Нарушения в развитии психической деятельности изучает детская патопсихология. Именно в рамках этого направления происходит выявление симптомов раннего недоразвития, дисгармоничного развития ребенка, а также дебюта психических заболеваний.
В задачи патопсихологии входит диагностика уровня развития, изучение видов дизонтогенеза, работа в экспертной сфере, в частности, по проблемам школьного обучения, профилактика нарушений в детском возрасте. Детская патопсихология позволяет отграничить одни и те же признаки, которые могут быть проявлением как социальной дезадаптации, так и следствием нарушенного психического развития. Например, неусидчивость, невнимательность, низкая успеваемость ребенка может быть как поведенческой проблемой, связанной со школьным обучением, проблемами в семье и отсутствием мотивации к учебе, но эти же признаки могут сопровождать церебрастенические состояния, являющие результатом органического повреждения головного мозга.
Детская нейропсихология исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов. Были выявлены определенные различия в структуре нейропсихологических синдромов у детей и взрослых:
Детская психосоматика занимается диагностикой психологических особенностей больного ребенка, влияние болезни на развитие психики ребенка, исследует развитие телесности в онтогенезе, изучает внутреннюю картину болезни, влияние детско-родительских отношений на течение заболевание. Кроме того, одним из направлений детской психосоматики является психологическая помощь в соматической и психосоматической детской больнице.
Проведение психодиагностки детей значительно отличается от проведения обследования взрослых. Это связано с тем, что каждый возраст имеет свои психологические особенности, которые необходимо отделить от патологически измененных проявлений возрастного развития. Поэтому прежде всего необходимо выделить те психические образования, которые играют ведущую роль на данном этапе развития, именно они свидетельствуют главным образом о психическом развитии ребенка. При их аномальном развитии можно говорить о существовании болезненной симптоматики.
При проведении психодиагностического исследования происходит сбор анамнеза, собирается информация от родителей, врачей, педагогов об особенностях поведения ребенка, собираются сведения о состоянии здоровья ребенка.
Психодиагностика позволяет достичь ряд задач:
При диагностике детей с аномалиями развития следует использовать ограниченный набор методик, т.к. такие дети часто быстро истощаются.
Результаты первой диагностики могут быть уточнены с использованием психофизиологических, нейропсихологических и других методов обследования. Для того чтобы обследование прошло успешно, необходимо установить психологический контакт с ребенком, создать комфортные условия, снять напряжение и тревожность.