Психическая деятельность животных


Психическая деятельность животных

Базовые психические свойства

Одной из главных задач психики является отражение внешнего и внутреннего мира. Однако отражение не является специфическим свойством живой материи. Неживая материя также обладает способностью к отражению. Например, отражение солнечных лучей в зеркале или изменение структуры воды при замерзании. Однако живая материя обладает характерным только для нее способом отражения действительности. В основе психической деятельности всех живых существ лежит универсальное свойство психики – раздражимость.

Определение 1

Раздражимость – способность живых клеток, тканей или органов менять свою структуру или функции в ответ на воздействие внешнего или внутреннего раздражителя.

Раздражимость обеспечивает приспособление организма к окружающему миру за счет реагирования на биологически значимые факторы. Так, например, хламидомонады сдвигаются на тот участок поверхности, где есть свет, а гидра сжимается в комочек в ответ на механическое воздействие. Однако на основе раздражимости могут формироваться лишь простейшие двигательные приспособительные реакции. Для развития более сложных форм поведения требуется чувствительность.

Определение 2

Чувствительность – способность живых клеток, органов и тканей реагировать на биологические нейтральные раздражители, которые связаны с биологически значимыми факторами.

Так, например, муха, попав в тень, улетает, поскольку воспринимает ситуацию как угрожающую. Благодаря чувствительности организм может выстраивать сложные связи между объектами окружающего мира, создавать его целостную картину, прогнозировать ближайшие события.

Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву

  1. Первая стадия развития психики – элементарно сенсорная психика. Для живых организмов, находящихся на данной стадии развития, характерна развитая раздражимость и примитивные формы чувствительности. На нижней границе данной стадии находятся простейшие, а на верхней – кольчатые черви, брюхоногие моллюски и некоторые другие беспозвоночные. Поведение животных на этой стадии характеризуется развитой двигательной активностью (ползание, плавание и т.д.), они способны избегать неблагоприятных факторов и передвигаться в поисках пищи.
  2. Вторая стадия – стадия перцептивной психики. На данной стадии живые существа обладают ощущением как способностью отражать отдельные свойства объектов окружающего мира и восприятием как способностью создавать целостный образ предмета. Нижняя рамка охватывает рыб и низших позвоночных, а верхняя включает в себя птиц и некоторых млекопитающих. Живым организмам на этой стадии присущи сложные формы поведения. У них есть инстинкты, а также они способны к образованию условных рефлексов и простейшим формам научения. Животные на данной стадии могут воспринимать целостные объекты, устанавливать простейшие связи между ними, что позволяет активно искать благоприятные для себя факторы в окружающей среде и формировать сложные формы защитного поведения, такие как замирание и ажитация (двигательная буря).
  3. Третья стадия – стадия интеллекта. Для данного уровня характерна высокая способность к установлению сложных связей между предметами окружающего мира. Жестко заданная инстинктивная программа дополняется приобретаемыми в ходе жизнедеятельности приспособительными реакциями и формами поведения. На данном уровне находятся хищные млекопитающие, высшие приматы, дельфины. Животные способны решать задачи, в том числе разными способами, переносить полученный ими ранее опыт в аналогичные ситуации, создавать элементарные орудия труда. Они хорошо взаимодействуют с предметами с помощью своих конечностей, способны создавать целостную картину мира. В мышлении появляются ориентировочно-подготовительная фаза, в рамках которой животное совершает пробные действия для сбора информации или разведывает территорию.
Замечание 1

На фазе интеллекта внутривидовое общение животных происходит с помощью высокоразвитой структуры языка, которая включает в себя прежде всего невербальные формы общения, такие как жесты, позы, движения хвоста, запахи, а также вербальный компонент.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :