Государственный долг – неотъемлемый элемент современной экономики. Государства активно заимствуют средства – как у внешних кредиторов, так и у внутренних (своих же граждан и учрежденных на их территории юридических лиц).
Государственный долг представляет собой накопленный результат финансовых заимствований, направленных на покрытие бюджетного дефицита.
Итак, государственный долг возникает, когда имеется бюджетный дефицит.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Противоположностью дефицита является профицит – когда доходы больше, чем расходы. В такой ситуации страна может выплатить накопившийся ранее долг, либо дать средства в долг заемщикам. Интересно, что многие страны выступают кредиторами даже в условиях дефицита бюджета и наличия собственного долга.
Это может иметь смысл:
Государственный долг – не единственный путь покрытия дефицита бюджета. Альтернативой является денежная эмиссия.
Эмиссией денег называется выпуск наличных денежных средств, приводящий к увеличению денежной массы.
Итак, в упрощенном виде логика выглядит следующим образом: если денег не хватает, их можно
На первый взгляд, вариант с эмиссией выглядит намного удобнее. Достаточно вложить небольшую сумму в стоимость изготовления денег – и можно получить любую потребную сумму без обязательств ее кому-то возвращать. Это напоминает детскую игру в магазин: если не хватает денег-листиков на покупку, всегда можно нарвать их с ближайшего дерева. Но в настоящей экономике такое решение государства неизбежно порождает инфляцию.
Инфляция – процесс обесценивания денег (открытая инфляция проявляется в форме роста цен, скрытая – в появлении товарного дефицита).
Вследствие эмиссии денежная масса увеличивается. Товаров при этом больше не становится. Платежеспособный спрос на товары возрастает (у государства, фирм и домохозяйств появляются деньги для покупок), а предложение остается неизменным. Товаров не хватает на всех. В результате или растут цены на эти товары, или товары исчезают из свободной продажи.
Аналогичный принцип работает и на внешних рынках. Допустим, государство напечатало деньги, чтобы купить товары у другой страны. Напечатанные деньги обмениваются на валюту продавца. На валютном рынке увеличивается предложение валюты страны-покупателя, что приводит к снижению ее курса. В следующий раз для аналогичной покупки потребовалось бы печатать еще больше денег.
Поэтому политика «печатного станка» применяется сравнительно нечасто: государства предпочитают брать деньги в долг, а не наращивать необеспеченную денежную массу.
Может показаться, что государственный долг – это особенность бедных стран. Как с людьми: у человека маленькая зарплата, он вынужден брать в долг даже на самый минимальный набор покупок, и отдать долги становится все труднее. В мировой экономике все не так однозначно. Безусловно, беднейшие страны пользуются заимствованиями (причем нередко кредиторы прощают им безнадежную задолженность, понимая, что вряд ли в обозримом будущем удастся получить свои деньги назад). Но самый большой в мире государственный долг у Соединенных Штатов Америки – одной из богатейших стран.
Бюджетный дефицит может возникать по разным причинам:
Таким образом, дефицит государственного бюджета может возникать по разным причинам. Некоторые из них носят временный характер, другие – без специально предпринимаемых мер по преодолению – могут существовать на протяжении длительного периода.