Юридическая антропология – относительно новая дисциплина, призванная разрешать проблемы антропологии в рамках общей юриспруденции. При этом она направлена к правовому бытию человека. Также эту дисциплину называют антропологией права.
Юридическая антропология содержит в себе проблемы общего знания о человеке в контексте разрешения проблем права.
Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека.
Она приобрела в последнее время более углубленную специализацию и теперь в ней раскрываются проблемы археологии, этнологии, истории, филологии и другие. Антропология стремится к познанию человека, а также его целостности, в том числе изучению строения тела и специфических признаков морфологии. Одновременно с этим данное направление предлагает через иные общественные науки изучать права человека.
Философская антропология стремится начать переосмысление всех проблем человека, исходя из фундаментальных разделов философии. Обращение к изучению социальных условий жизни человека, а также форм использования им своего умственного и интеллектуального уровня, эмоциональности, включая анализ собственных культурных потребностей, проблем творчества вынудило развитие иных автономных отраслей знаний.
В их число входят:
Социология и политическая наука отходили к первичному опыту социальной жизни. На ее основе предки человека пытались построить модели поведения, создавая средства, позволяющие соблюдать подобные установки. В данном процессе часто использовались сведения науки, изучающей генезис социальных форм человеческой жизни.
В настоящее время серьезную активность проявляют этнологи и этнографы. Они в силу назревших потребностей, направленных на углубление собственных исследований, начали делать обращения к проблемам отдельного человека, который является минимальной частью народа.
В этом случае возникают проблемы правовой охраны самобытности коренных малочисленных народов, в том числе проблемы сочетаемости правовой системы коренных жителей определенной территории, и привнесенной им правовой системы. Часто возникают случаи, когда такая правовая система навязывается насильным образом. Поэтому вовсе не является случайностью и то, что ученые-этнологи в числе первых выступили за разработку проблем правовой антропологии и в защиту интересов изучаемых ими народностей.
Многие этнологи в пылу увлечения антропологической проблематикой высказывали не бесспорную идею о том, что антропологию нужно рассматривать в разрезе части этнологии.
Изучение общественной жизни человека на разных этапах его эволюции и в различных географических зонах потребовало создания собственного предмета и методологии исследования.
Первопроходцем внедрения юридической антропологии в учебные курсы университетов Европы стал французский общественный деятель и публицист Н. Рулан. Он впервые дал определение юридической антропологии на страницах собственного журнала. Рулан определял юридическую антропологию в виде дисциплины, которая при помощи анализа письменного или устного слова, а также практических знаний и исследований, системы представительства, дает возможность понять процессы юридизации, свойственные всем без исключения обществам. По мнению Рулана, дисциплина юридическая антропология стремится выявить внутреннюю логику подобных процессов.
В этом определении сделан акцент на познавательной стороне юридической антропологии, где идет выявление причинности появления и развития определенных правовых установлений.
Другую характеристику антропологии права дает российский ученый В. Нерсесянц. Он определил новую дисциплину в виде науки о человеке в качестве социального существа, его правовых проявлениях, измерениях и характеристиках. Такое понятие более точно и емко отражает суть юридической антропологии.
Подобный вид антропологии изучает правовые формы общественной жизни людей с древних времен до современности. Нерсесянц выделяет в своем определении суть правового бытия человека и подчеркивает его с точки зрения социального существа, где базисом является эволюционный характер правовых форм общественной жизни.
Среди иных определений юридической антропологии выделяют следующие. Антропологию права называют научной и учебной дисциплиной, которая путем проведения анализа устных или письменных памятников права и практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческой жизни. Наука стремится выяснить закономерности, лежащие в основе правового и социального быта человеческих общностей.
Для простого понимания применяется более упрощенное определение, согласно которому юридическая антропология призвана изучать правовое бытие человека на любых этапах его развития.
Юридическая антропология должна рассматриваться не в качестве науки, исключительно обращенной в прошлые времена, а также не в качестве дополнения или надстройки к истории права и этнографии. Правовая антропология является наукой, которая основана на нескольких основных принципах:
Освоение существующих основополагающих положений юридической антропологии в роли учебной дисциплины позволяет не только углубить представление о состоянии современного права и его корнях на генетическом уровне, но и эволюции. Антропология права позволяет мыслить не абстрактными категориями и принимать информацию в философской модельной форме «вещь в себе», а применять ее положения к отдельному человеку.
Российская юридическая антропология развивалась неравномерно. Это было связано с началом периода перехода от одной политической модели общества к другой, где ломались принципы устаревшего тоталитарного мышления. На смену ему пришло осознания главенства закона, свободы человека, где нет места исключительной монополии государственной машины управления, в которой человек представлялся в роли объекта воздействия со стороны государства.
В настоящее время курс данной дисциплины состоит из следующих разделов:
Такая тематика для будущих правоведов позволяет вызвать интерес у молодых юристов к проблемам современного права в рамках человеческого измерения, а также увидеть и понять истоки различных современных норм права, закрепленных в доисторических формах правового запрета. Также специалисты четче понимают насколько велико разнообразие всех правовых систем на современном этапе развития.
Далее намечен процесс на постепенное расширении курса юридической антропологии, где предполагается изучать дополнительный раздел с условным названием «Основные правовые отношения». В него войдут темы о родственных взаимоотношениях, отношениях собственности, договорных и земельных отношениях, в том числе о состоянии системы наказания за преступления.
Юристы-процессуалисты в ближайшем будущем обогатят юридическую антропологию анализом судебных и внесудебных способов урегулирования конфликтов, где непосредственно не присутствует ритуал гражданского или уголовного процесса.
Сравнительное правоведение утверждает, что тенденция к универсализации современного права не тождественна его нормативной униформизации, поэтому развитие антропологии права будет продолжаться.
Юридическая антропология является составной частью всего процесса антропологизации современной общественной науки, которая снова обретает гуманитарный облик.