Устройство светского государства и его признаки


Устройство светского государства и его признаки

Формы взаимоотношений государства и церкви

От того, какие взаимоотношения установлены между государством и церковью, в теории государства и права различают государства:

  • теократические,
  • клерикальные,
  • светские.

Теократическое государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что церкви полностью или частично принадлежит власть.

Клерикальное государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что законодательно установлена возможность церкви воздействовать на государственную политику и важнейшие сферы общественной жизни. В такой ситуации возможна взаимосвязь государства и церкви посредством государственной церкви, которая считается как структурное подразделение официальной организации государства и считается главной в стране. В этом случае все должности в государстве занимают представители государственной религии.

Светское государство представляет собой государство, конституционно-правовая характеристика которого заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют независимо друг от друга в соответствующих сферах их компетенции, гарантирована невозможность введения в государстве общеобязательной религии или идеологии и государство отделено от объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии.

Светское государство

Замечание 1

Светский характер государства предполагает отделение друг от друга государства и церкви и их взаимное невмешательство в дела друг друга.

Возможно полное или частичное соответствие норм, установленных в законах светского государства, религиозным нормам. Светский характер определяется свободой от религиозных установок, а не наличием противоречий с ними. Так, решение запретить аборты является светским, в случае обоснования этого общегуманистическими соображениями и медико-биологической целесообразностью, а не нормами и правилами религии.

Житель светского государства имеет возможность прожить без обращения к религиозным институтам. Так, в светском государстве заключение браков и отправление правосудия относится к его прерогативе. В светском государстве религиозные сторонники и атеисты равноправны перед законом.

Принцип светскости обеспечивает разграничение сфер государственного влияния и религиозных организаций при сохранении роли государства, в качестве базовой формы организации общественно-политической власти.

В социологии светские и несветские государства классифицированы по различным критериям. К ним относятся наличие партнёрства государства и религиозных организаций и степень влияния религии на систему права государства. С помощью этих критериев среди светских государств выделяют 4 типа:

  • преференциальный (государство отдаёт предпочтение одному или нескольким религиозным течениям),
  • эквипотенциальный (государство направлено на полную изоляцию религиозных организаций от государственной жизни),
  • контаминационный (неоднозначное влияние религиозных организаций на политику государства),
  • идентификационный (государство сотрудничает с религиозными организациями).
Замечание 2

Формулируя содержание понятия светского государства, необходимо учитывать такие значимые обстоятельства, как независимость и суверенность государственных и религиозных интересов, существенное различие сфер компетенции этих субъектов и другие.

Признаки светского государства

Светское государство имеет следующие существенные признаки:

  1. отгораживание от государства объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии;
  2. непозволительность установления общеобязательной идеологии или религии.

К элементам признака отгораживания от государства объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии, относятся следующие:

  • независимость государства и объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии, в соответствующих сферах их компетенции:
  • непозволительность смешения и подмены полномочий государства и объединений, функционирующих для распространения религии или идеологии:
  • непозволительность вмешательства в отношения политики и публичной власти религиозных объединений:
  • непозволительность использовать нормы религии или идеологии в качестве источников права в государстве.

Признак непозволительности установления общеобязательной религии или идеологии означает запрет на утверждение в законодательстве какой-либо религии или идеологии в качестве общеобязательной. Этот признак характеризуется правом на добровольное определение собственного мировоззрения, а также правами:

  • на свободу мысли, совести (вероисповедания) и убеждений, включая право добровольно исповедовать свою религию или убеждения в одиночку или с коллективом, публичным или частным порядком, выполнении религиозных действий, право отказаться от исповедания какой-либо религии;
  • на свободное выражение своего мнения по поводу религии, включая право придерживаться своего мнения, право искать, получать и распространять информацию и идеи, несмотря на границы государств, любым выбранным способом (устно, письменно, через прессу, художество и т.д.);
  • на защиту от пропаганды дискриминации, неравенства, неполноценности или геноцида граждан по признаку отношения к религии, национальности, расы или мировоззренческих взглядов;
  • на религиозную и национально-культурную общность, включая право на сохранение и развитие национальной культуры, на доступ к её ценностям и на участие в культурной жизни, а также право народов на самоопределение.

Равенство человеческих прав и свобод, несмотря на отношения к религии и убеждения, и равенство религиозных объединений перед законом – это принцип, закреплённый в Конституции и означающий равенство юридических прав и обязанностей религиозных объединений, законодательное установление равных требований, единых правовых актов, запретов и ограничений, равных мер ответственности, предъявляемые ко всем религиозным объединениям и их членам.

Принцип равенства религиозных объединений перед законом не исключает оказание религиозным объединениям дополнительных льгот, предусмотренных политикой государства в сфере отношений с религиозными организациями, и не препятствует наделению государством исконных религий соответствующим законодательно установленным статусом и увеличению взаимного сотрудничества, не ущемляя при этом права и свободы иных религиозных организаций.

Важен светский характер легитимности государства, который определяется как признание законности прав и полномочий государственного органа и их должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. Этот признак несущественен для светского государства, хотя он и находит свое отражение в выше перечисленных существенных признаках данного государства.

Выражение высокой значимости светского государства в России происходит через особую защиту принципа светскости данного государства и признание основополагающего конституционного значения этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :