В России судебная власть воплощается в жизнь только через специализированные государственные органы – суды.
Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают судебную систему РФ, представляющую собой совокупное объединение судов всех видов и уровней, предназначенную для реализации судебной власти и выстроенную с учётом территориального устройства РФ.
Федеративное устройство России обуславливает двухуровневую структуру судебной системы РФ: уровень Федерации и уровень региона.
Федеральные суды отличаются тем, что их деятельность регламентирована Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня, их судебные решения имеют законную силу на всей территории страны, кроме того, их деятельность финансируется средствами федерального бюджета.
Федеральными судами признаются Конституционный Суд РФ и вся система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом (включая арбитражные и военные суды), кроме мировых судей.
Деятельность судов субъектов РФ помимо Конституции РФ и федерального законодательства регламентируется региональными законодательными актами. Судами этого уровня являются мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Отличительной особенностью этих судов является распространение юрисдикции мировых судей на всю территорию страны, в то время как конституционные (уставные) суды распространяют свою юрисдикцию только на территорию соответствующего субъекта РФ.
Деятельность мировых судей обеспечивается за счёт финансирования средствами федерального бюджета, а деятельность конституционных (уставных) судов - средствами регионального бюджета.
Рассматривая судебную систему в вертикальном разрезе, можно выделить суды таких юрисдикций, как конституционная, общая и арбитражная. Но судебная система остаётся единой посредством существования самостоятельных по своей специализации судов, которые замыкаются на едином высшем судебном органе. Вместе с этим при выстраивании судебной системы учитывается сочетание внутренней и внешней специализации.
Суды конституционной юрисдикции представлены Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, которые в рамках конституционного судопроизводства осуществляют проверку нормативно-правовых актов и их соответствие конституционным (уставным) актам. Суд Федерации и суды субъектов функционируют обособленно, то есть отношения подчинения отсутствуют.
Суды общей юрисдикции призваны в порядке уголовного, административного и гражданского судопроизводства отправлять правосудие, разрешать споры и рассматривать дела, отнесенные к их компетенции. Суды общей юрисдикции представляют собой четырёхзвенную систему, высшим звеном и судебным органом которого является Верховный Суд РФ:
В органах, связанных с осуществлением военной службы, судебная власть реализуется посредством специализированных судов общей юрисдикции - военных судов (окружных (флотских) – в округах, и гарнизонных – в гарнизонах). Во время их создания используется территориальный принцип, то есть учитывается место дисклокации войск и флотов.
Военные суды представляют собой организационно отделённую от других судов общей юрисдикции подсистему, высшим органом которой является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
В судах третьего и четвёртого звена, а также в окружных (флотских) военных судах рассмотрение уголовных дел может осуществляться с участием присяжных заседателей.
Арбитражные суды, разрешая гражданские и административные споры, отправляют правосудие в предпринимательской и других, тесно связанных с экономикой, сферах. Наиболее часто субъектами этих споров являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Арбитражные суды представляют собой трёхзвенную систему:
Высшим органом системы арбитражных судов выступает Судебная коллегия Верховного Суда РФ по экономическим спорам.