Специфика многонациональных государств


Специфика многонациональных государств

Понятие многонационального государства

Многонациональное государство рассматривается в двух смыслах: в широком и в узком:

  • В широком смысле многонациональным именуется государство, в котором проживают представители более чем одной национальности, однако, в настоящее время практически отсутствуют государства, состоящие из одной нации.
  • В узком смысле многонациональным именуется государство, в котором отсутствует доминирование и большинство какой-либо этнической общности.
Замечание 1

Распространено мнение, что многонациональным можно назвать государство, в котором численность ни одной нации не превышает 60-70% от всего населения.

Образование многонациональных государств исторически состоялось там, где государственное сплочение обширных территорий происходило до начала формирования наций и развития национальных движений (восточноевропейские и азиатские страны), а также в ходе колониальной экспансии (африканские страны); и в результате интенсивных миграций (например, США).

По мнению учёного Дэвида Уилша, определение этнически и национально однородного государства может быть применено только к 20 независимым государствам, так как только они могут удовлетворить условию отсутствия превышения 5%-доли национальных меньшинств в общей численности населения. Поэтому стали появляться заявления о прекращении существования однородных (с точки зрения этнокультуры) государств.

В законодательстве Российской Федерации «многонациональными» называют государства, в пределах границ которых обитают несколько этнических общностей. Их дифференцируют на страны:

  • с подавляющим преимуществом одной нации при наличии значительных национальных меньшинств (США, Франция, Великобритания, Китай, Испания)
  • с двумя сосуществующими основными нациями (Бельгия, Канада);
  • со сложным, но этнически однородным национальным составом (Афганистан, Иран, Пакистан);
  • со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Швейцария, Индия).
Замечание 2

Многонациональные государства могут различаться по форме политического устройства, по статусу земель с компактным проживанием национальных меньшинств и по статусу национальных меньшинств.

Формы политического устройства многонационального государства

Если государство - империя и национальное государство, то в нём главную роль играет титульная нация, а статус других понижен. Изменить свой социальный статус люди могут благодаря либо принадлежности к титульной нации, либо демонстрировании ей полную преданность вплоть до уподобления.

Суверенитет федерации внутри страны осуществляется путем разделения компетенций между федеральным правительством и субъектами федерации. Основание выделения в федерации субъекта может быть как административно-территориальным, так и национальным. Сейчас в мире существуют более 20 федеративных государств, которые одновременно являются многонациональными.

Конфедеративное государство образуется путём конституционного, добровольного или договорного объединения территорий, обладающих равными суверенитетом и правами. В научных кругах бытует сомнение насчёт признания конфедерации государством, связанное с неустойчивым и недолговременным существованием данного образования. Чаще всего её определяют как форму добровольного объединения независимых государств, делегирующих часть своих прав общему правительству для решения конкретных задач.

Замечание 3

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что этнические общества более комфортно чувствуют себя в конфедерации, чем в федерации.

Статус земель с компактным проживанием национальных меньшинств в многонациональных государствах

В рамках федеративных и национальных государств территории, на которых национальные меньшинства проживают компактно, могут получать статус автономии. Им предоставлены возможности для функционирования собственных органов власти, обладающие определенными полномочиями в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества. Однако автономии не обладают полномочиями в сфере федеральной внутренней политики, вооруженных сил, внешней политики и тому подобное.

Кроме того, используется термин национально-культурной автономии, представленной в виде общественной организации. Это члены одной этнической общности (национального меньшинства), добровольно объединённые в какую-либо общественную структуру ради развития и защиты культурных особенностей своего этноса.

Понятие национально-культурной автономии было разъяснено в начале 20 столетия социал-демократами Австро-Венгерской империи (австромарксистами) О. Бауэром и К. Реннером. Для их страны была актуальной проблема сохранения нациями империи этнической уникальности в имперском контексте. Они считали, компромиссом между властями империи и национальными меньшинствами в данной ситуации могла стать культурная автономия - сохранение культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов без претензий на суверенитет и политическое самоопределение.

Популярной идея национально-культурной автономии стала после окончания Второй Мировой войны, поскольку её предоставление национальным меньшинствам рассматривалось в качестве разрешения национальных разногласий и пути к созданию толерантного многонационального государства.

На практике эта идея реализовалась в Финляндии, где Аландским островам предоставлены права на свой официальный язык (шведский) и его использование в официальной деятельности, местное гражданство, парламент, налогообложение, выпуск газет, литературы и почтовых марок, культурные шведские организации и так далее.

А население Бельгии почти поровну делится между фламандцами, говорящими на нидерландском языке, и франкоязычными валлонами. Для них обеспечены равное положение французского и нидерландского языков (в том числе в прессе), функционирование отдельных университетов и развитие национальной культурной жизни.

В Советском Союзе попытались создать многонациональное государство как союз равноправных свободных союзных республик с правом на самоопределение для автономных республик. Союзные республики имели свои конституции, правительство, выборные верховные органы, свои коммунистические партии и официальные языки. Планировалось, что итогом этой политики станет объединение равноправных народов и формирование принципиально новой общности людей — советского народа. Распад Советского Союза и «парад суверенитетов» в 1991 году продемонстрировали всю безосновательность этих надежд и неправильность политики СССР в национальном вопросе.

Как показала история, только сильный демократический режим (с высшей ценностью в лице личности человека и его прав, что распространяется и на национальные меньшинства) способен обеспечить полноценное существование многонационального государства. Развитие национально-культурных автономий в европейских демократиях во второй половине 20 столетия было успешно реализовано. Оно стало успешной проверкой способов решения национального вопроса в некоторых государствах. Однако в ряде стран Европы (Испания, Великобритания, балканские государства) остались нерешёнными проблемы многонациональных государств, а в последнее время они усугубились из-за иммиграционных процессов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :