Распространение оказания государственными органами государственных услуг представляет собой часть мероприятий, воплощающих в жизнь одно из приоритетных направлений административной реформы, реализуемой для совершенствования деятельности государственных органов и учреждений.
Чтобы упростить процесс развития системы оказания государственных услуг в электронном виде и повысить эффективность использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности государственных органов для более качественного и оперативного предоставления услуг, в 2010 году была принята новая Федеральная целевая программа «Электронная Россия».
Её основными целями признано повышение эффективности:
В 2010 году был принят Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который установил общие требования к предоставлению государственных услуг органами власти и к разработке соответствующих административных регламентов. Кроме того, Закон № 210-ФЗ регулирует вопросы, касающиеся универсальных электронных карт и функционирования многофункциональных центрах (МФЦ), порталов государственных услуг в Интернете.
Законодательством определено, что государственной считается услуга, предоставляемая государственными органами и учреждениями в рамках реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах нормативно установленных полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных услуг представляет собой государственное учреждение, предназначенное для организации предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
Этот принцип является основной идеей МФЦ, которая заключается в освобождении граждан от необходимости получать справки, посещать ведомства, общаться с государственными служащими или платить посредникам. Гражданин должен только подать заявление, после чего сотрудники МФЦ и соответствующие органы власти проводят необходимую работу, и в результате гражданин получает результат.
Функциями многофункционального центра являются:
Государственные органы и получатели услуг взаимодействуют через личный приём, телефонный звонок, использование электронной почты, Интернет (включая Единый портал государственных услуг) и информационные киоски (инфоматы), расположенные внутри МФЦ.
Деятельность МФЦ обеспечивает его информационная система, которая:
МФЦ предназначен для упрощения процедуры и сокращения сроков получения гражданами в одном месте и при минимальном общении с чиновниками различных документов, жилищно-коммунальных субсидий, социальной помощи, возможности зарегистрировать купле-продажу квартиры. Для достижения указанных задач деятельность МФЦ организована по принципу "одного окна".
Следовательно, целевой направленностью МФЦ является придание процессу оказания государственных услуг таких характеристик, как:
Единый портал государственных и муниципальных услуг был создан, чтобы помочь экономии времени, затрачиваемого гражданами на поиск информации на разных сайтах в Интернете, на получение нужной услуги или дополнительной информации о ней в органах власти или организациях.
Как правило, государственные органы на своих официальных размещают сложные для понимания людьми и непрезентабельные документы, описывающие ту или иную услугу. Единый портал решает эту проблему и предоставляет полное и структурированное описание услуг, основанное на всех вышеуказанных документов.
Единый портал располагает описанием почти всех услуг, предоставление которых в электронной форме определено Правительством РФ.
Единый портал продолжает наполняться электронными формами заявлений о предоставлении государственных услуг.
Доступ к Единому порталу может получить любой, кто имеет выход в Интернет. Организация портала обеспечивает простоту и эффективность при поиске необходимой информации по государственным услугам. Кроме того, пользователи Единого портала смогут оставить свои предложения и пожелания по его работе через форму обратной связи, расположенную на главной странице.
Осуществляется классификация государственных услуг (по разным признакам, в первую очередь, по уровню предоставляющего услугу органа/организации – федеральные, региональные, муниципальные; а также по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности), чтобы в конечном итоге предоставить их в виде каталога.