Информационное право стало рассматриваться как самостоятельная отрасль права относительно недавно (приблизительно 25-30 лет). О его самостоятельности и возможности идентификации ведутся научные дискуссии. Правовой доктрине известны попытки включить информационное право в теорию государства и права, конституционное право, административное право. Вместе с тем допустимо считать, что ему присущи свои предмет и метод правового регулирования общественных (информационных) отношений, что обуславливает его уникальность и самобытность в современной науке и правовой системе России.
Исследование генезиса, особенностей информационных отношений находится сегодня в стадии становления. Не определились и довольно спорны их базовые теоретические понятия, трансграничная и внутригосударственная организация, технические и технологические элементы. Новым вызовом является ориентация индивида и социальных групп в современном информационном пространстве. В этой связи своевременное раскрытие данных понятий и правовых категорий так важно для развития информационных правоотношений, основанных на принципах добросовестности, законности, равенства и справедливости.
Информационное право – это самостоятельная отрасль права, сформировавшаяся относительно недавно и имеющая уникальные предмет регулирования – информационные отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации, и метод регулирования – комплексный метод, сочетающий запретительные и дозволительные начала.
Раскрытие содержания понятия «информация» является центральной проблемой науки информационного права, ведь именно проявление информации в объективном мире, ее преломление в информационном пространстве и общественном сознании является предметом большинства исследований и информационных отношений.
На вопросы о том, что такое информация, какое она занимает место в правовой системе России, успешно отвечает отечественный законодатель. Так, ГК РФ использует термин «информация» для систематизации объектов гражданских прав. То есть гражданское законодательство обозначает информацию как объект гражданского права наравне, например, с вещами. Конституция РФ декларирует право каждому на информацию. Как видно из приведенных дефиниций, в конституционном и гражданском праве информация рассматривается как элемент абстрактного правоотношения, то есть субъективному праву на информацию противопоставляется субъективная обязанность каждого соблюдать данное право. Можно также заметить, что термин «информация» используется при обозначении и раскрытии таких проблемных вопросов, как режим охраняемой законом тайны, персональные данные, реклама, архивная деятельность и многих других.
Информационное право смотрит на категорию «информация» шире – не столько как на правовое явление, сколько как на общефилософское понятие материи, опосредующей все сферы человеческой жизни, служащей проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.
Выделяются следующие признаки информации: универсальные и качественные.
К универсальным признакам информации относят:
К качественным признакам информации относят:
Таким образом можно заключить, что информация - это категория, относящаяся к праву, экономике, политике, журналистике и иным сферам человеческой жизни.
Информационные технологии не стоят на месте. На сегодня допустимо констатировать прогрессивный рост накопления информации, ее информационного обмена, унификации, стандартизации. Всеобъемлющее внедрение телекоммуникационных технологий приводит к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства, в котором информация обращается вне правовых отношений, пронизывает и опосредует право, экономику, социум в целом, что определяет актуальность и востребованность обращения к теме соотношения информационного общества и права.
Важно отметить, что информационное общество – это динамичная категория, она развивается намного быстрее чем информационное право, обладающее преимущественно инструментарием строгих позитивных норм, которые опаздывают в регулировании общественных отношений в силу своей архаичности.
Выделяются следующие факторы быстрого развития информационного общества:
Таким образом для развития информационного общества необходимо ликвидировать разрыв в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Однако важно понимать, что ликвидировав этот разрыв необходимо сохранить добросовестность в обществе, выраженную в уважительном отношении субъектов отношений друг к другу, высоком уровне правового воспитания, этичного продвижения информации на экономические рынки и государственные площадки (форумы).