Конституция Российской Федерации определяет земельное законодательство как область совместного ведения Федерации и её субъектов.
Земельное законодательство - это совокупность Земельного кодекса РФ и принимаемых по вопросам земельного права федеральных законов и законов субъектов РФ. Кроме того, регулирование земельных отношений может осуществляться подзаконными актами, например, указами Президента РФ.
Земельному кодексу РФ должны соответствовать все остальные нормативно-правовые акты, содержащие нормы земельного права.
Субъектный состав земельных отношений представлен физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями.
Объектный состав земельных отношений представлен землёй (объектом и ресурсом природы), которая представляет собой значительную часть биосферы и вмещает другие взаимосвязанные объекты природы (воды, леса, представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые и другие ценности недр земли).
Земельным участком признают часть поверхности земли (включая слой почвы), чьи границы описаны и удостоверены в установленном порядке.
Различают делимые (есть возможность разделить земельный участок/произвести парцелляцию земли на самостоятельные земельные участки) и неделимые (такой возможности нет) земельные участки.
Вся территория Российской Федерации (как сухопутная, так и водопокрытая) представляет собой Земельный фонд РФ. Он представляет собой единый природный объект, который имеет множество качеств и природных свойств, позволяющих получить выгоду в народном хозяйстве (покрытость водами и лесами, плодородие почвы, содержание полезных ископаемых и др.).
Право собственности на землю может быть правовым (право изменить юридический статус земли) и вещественным (право изменить землю физически, материально).
Основания возникновения и прекращения прав на землю закреплены в Гражданском и Земельном кодексах РФ. Права на земельные участки должны быть зарегистрированы в государственных органах, в отличие от договоров аренды, субаренды, безвозмездного пользования земельным участком сроком меньше года.
Если земельные участки были ограничены в обороте или изъяты из него, то невозможно установить право частной собственности на них.
Прекращение права собственности на земельный участок наступает, если собственник:
А также в остальных законодательно установленных случаях.
Согласно Земельному кодексу землепользователь (землевладелец) может добровольно отказаться от принадлежащего ему права на земельный участок на законных условиях и в установленном порядке, тем самым прекращается право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Право собственности на земельный участок может быть прекращено в принудительном порядке в случаях:
Земельный кодекс и другие акты земельного законодательства устанавливают основания для прекращения аренды и частного сервитута земельного участка и его порядок. Публичный сервитут может быть прекращён через принятие соответствующего отменяющего акта, если отсутствуют общественные нужды, для которых он был установлен.
Право срочного безвозмездного пользования земельным участком может быть прекращено, если лицо, предоставившее земельный участок, приняло соответствующее решение или в случае окончания оговорённого срока пользования.
Землёй пользуются, как правило, на платной основе. Поэтому для определения цен были введены показатели "нормативная цена земли" и "кадастровая стоимость земельного участка".
Законодательство определяет нормативную цену земли как показатель, благодаря которому устанавливается стоимость участка, характеризуемого местоположением и определенным качеством, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Таким образом, решающее значение при установлении нормативной цены земли имеет доход, который можно получить в результате деятельности на конкретном земельном участке, определяемая факторами, от которых зависит нормативная цена земли: категория земли и разрешенное использование земельного участка.
Нормативная цена земли является условным экономическим показателем, который был введён, чтобы регулировать земельные отношения в сфере землепользования, установления права собственности на землю, обеспечения сделок с землей (купле-продажа, дарение, наследство и т.д.). Данный показатель оформляют плату за землю и экономически стимулирует рациональное пользование землёй. Сейчас данное понятие применяется всё реже и реже, поскольку с принятием новых актов земельного законодательства нормативная цена земли заменяется во многом схожей и обладающей такой же правовой природой кадастровой стоимостью земельного участка. В случаях не определения кадастровой стоимости земли для определённых целей, применяется нормативная цена земли.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой стоимость, которая рассчитывается нормативно и устанавливается в процентах от рыночной стоимости участка.
Основным назначением её применения является налогообложение.