Основой правового регулирования в области связи является Федеральный закон № 126 "О связи" 2003 года.
Этот акт не даёт определение связи, в отличие от действовавшего ранее закона, который определял связь как составную часть инфраструктуры социальной и производственной сферы, действующей в Российской Федерации как взаимосвязанный экономический комплекс, удовлетворяющий потребности граждан, юридических лиц, государственных органов в услугах связи.
Связь подразделяется на почтовую и электросвязь.
Электросвязью являются любые излучения, приём или передача любой информации посредством электромагнитных систем.
Электросвязь функционирует на основе сетевого принципа её построения, чья реализация предполагает существование комплекса (в настоящее время, это единая сеть электросвязи РФ) различных средств связи, обеспечивающих передачу любой информации, и разветвленных сетей линий связи, которые соединяют между собой любые населённые пункты с возможностью выхода на международные сети связи.
Почтовой является связь, представляющая собой единый производственно-технологический комплекс средств техники и транспорта, который занимается почтовыми отправлениями и переводами денег.
В России осуществлением почтовой связи занимаются как государственные, так и частные организации. Предназначением почтовой связи является предоставление её услуг физическим и юридическим лицам, а также органам власти.
Совокупность всех органов и организаций, осуществляющих и обеспечивающих электросвязь и почтовую связь в России, образует федеральную связь.
Конституция РФ относит федеральную связь к ведению Российской Федерации, что означает признание федерального законодательства в качестве основы соответствующего нормативно-правового регулирования.
Поскольку для экономической, оборонной и социально-культурной сферы общественной жизни особо значимо регулирование деятельности в области связи, то оно является одной из основных государственных функций.
Субъектами этого вида государственного регулирования являются Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, обладающие полномочиями в области связи, к которым относятся:
В области связи государственный контроль и надзор включает в себя проверки по соблюдению требований в сферах:
По общему правилу, оператор связи самостоятельно устанавливает тарифы на услуги связи.
Если связь является общедоступной, то тарифы на её услуги регулируются государством в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, причём необходимо обеспечить возмещение операторам связи экономически рассчитанных затрат, вызванных предоставлением услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
Установлены перечни услуг связи и остальной деятельности, подлежащих лицензированию в данной области.
Лицензия выдается Роскомнадзором по результатам рассмотрения соответствующего заявления, а в некоторых случаях – по результатам торгов (конкурса, аукциона) о предоставлении лицензии.
Лицензия, как правило, выдаётся на срок от 3 до 25 лет.
Лицензия может не выдаваться в случае:
Если лицензия не была выдана лицензирующим органом соискателю, то последний может обжаловать это решение в суде.
Сертификат услуг связи и декларация о соответствии подтверждает соответствие средств связи, которые используют в соответствующих сетях в случае их присоединения к сети связи общего пользования.