Современное международное право и юридическая наука на содержат общепринятого определения юрисдикции.
Могут быть выделены три аспекта международной юрисдикции:
Большинство правовых актов, которые затрагивают международной юрисдикции, рассматривают содержание термина как совокупность конкретных мероприятий, которые должны осуществить государства по отношению к определённому объекту для того, чтобы цель заключаемого договора была достигнута.
Также «международная юрисдикция» рассматривается как термин для обозначения суверенной власти государства в отношении какой-либо территории или определённого объекта.
Ряд важных международных актов определяет юрисдикцию, как комплекс процессуальных мероприятий.
Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. определяет международную юрисдикцию как наличие у государства полномочий осуществлять правосудие и реализовывать судебное разбирательство.
В современной юридической науке можно выделить три основных подхода к пониманию международной юрисдикции и содержанию рассматриваемого термина.
С точки зрения сторонников первого подхода, который может быть определён как «расширительный» международная юрисдикция государства понимается как наличие у него законного права действовать, принимать решения. В соответствии с более узким подходом в доктрине международного права сложилось понимание юрисдикции как определённых сфер, в рамках которых государство обладать правомочием осуществлять правовое регулирование конкретного рода правоотношения.
И у первого (расширительного), и у второго (узкого) подходов немало противников, справедливо указывающих на существенные недостатки такого понимания международной юрисдикции. Поэтому современной наукой был выработан третий подход, который на сегодняшний день является наиболее распространённым.
Международная юрисдикция государства – это область, в пределах которой полномочия государства дают ему основания ожидать, что его правовые веления будут исполнены, а в случае, если этого не происходит, требовать и добиваться их осуществления.
Таким образом, наличие международной юрисдикции подразумевает не только наличие у государства совокупности необходимых полномочий, дающих ему право разрабатывать и устанавливать правовые нормы, но и право требовать, принуждать к их исполнению.
Важно помнить, что юрисдикцией наделены не только государства, но и другие субъекты международного права.
Следовательно, может быть сформулировано следующие определение международной юрисдикции, применимое ко всем субъектам международного права.
Юрисдикция представляет собой свойство субъектов международного права, характеризующее наличие у них властных полномочий, которые обеспечивают право регулировать общественные отношения, обеспечивать соблюдение установленных норм и при необходимости использовать аппарат принуждения.
Международная судебная юрисдикция – подсудность определенной разновидности дел международным судебным органам.
Как правило, к делам, подсудным международным судебным органам относят противоправных деяния, причиняющие вред международному сообществу.
Международная юрисдикция предполагает некоторое ограничение суверенной юрисдикции отдельно взятого государства и для её осуществления государство должно выразить своё согласие.
Обязательная юрисдикция по международным спорам принадлежит Международному суду ООН.
Международный суд ООН рассматривает дело в следующих случаях:
Страны-члены ООН автоматически становятся участниками Статута Международного Суда, принимая на себя обязательства выполнять принимаемые им решения.
Международной юрисдикцией наделены и региональные судебные органы. Например, Европейский суд по правам человека. Задача ЕСПЧ – рассмотрение дел о нарушении прав человека на территории европейских государств.
Европейское государство, подписавшее Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, одновременно признает и международную юрисдикцию Европейского суда.
В Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 года и с этого времени наша страна признала международную юрисдикцию ЕСПЧ.
Распространение на Россию юрисдикции ЕСПЧ привело к тому, что наша страна взяла на себя обязательство реформировать национальную уголовно-исполнительную систему, с тем, чтобы она стала соответствовать международным стандартам содержания осуждённых.
По итогам рассмотрения некоторых дел, поданных гражданами РФ в защиту собственных нарушенных прав и свобод, были внесены некоторые изменения в российское законодательство.
Сторонами рассмотрения международных споров, носящих публично-правовой характер, как правило, выступают государства, которые для этого передают часть своей суверенной юрисдикции специально созданным международным судам.
Судебные органы, наделённые международной юрисдикцией, могут рассматривать дела о международных преступлениях отдельных физических лиц, как правило, тех, кто признан военным преступником. Пример такого органа международной юрисдикции – Международный уголовный суд. Он функционирует на постоянной основе. В отдельных случаях для рассмотрения международных преступлений может быть создан временный орган – Международный трибунал.