Изучение информационного права в вузе


Изучение информационного права в вузе

Предмет, объект и метод науки информационного права

Наука информационного права тесно связана с отраслью информационного права. В любой отрасли права предметом всегда будут общественные отношения, на которые непосредственно направлено регулирование.

Определение 1

Предметом отрасли информационного права являются отношения общественного характера, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе обращения ресурсов в информационной сфере.

Таким образом, предметом можно также назвать общественные правоотношения, возникающие в информационном процессе.

Наука информационного права представлена системой научных знаний и концепций.

Определение 2

Цель преподавания «Информационного права» в вузе заключается в передаче студентам знаний о характере информационной сферы и ее правовом обеспечении, выработке у них компетенций по применению норм отрасли информационного права.

В информационном праве превалирует всего два общих метода, а именно:

  • Исторический, позволяющий увидеть конкретные этапы развития отрасли,
  • Системный подход также является специфическим методом, который использует информационное право. Системный подход позволяет увидеть, как происходит регулирование информационно-правовой деятельности.

Содержание дисциплины “Информационное право»

Определение 3

Информационное право РФ – это совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, непосредственно связанные с информацией, информационной деятельностью субъектов данной отрасли.

Данная дисциплина является достаточно молодой и недостаточно сформированной наукой.

Программа преподавания дисциплины «Информационное право» включает три основные части:

  • вводная;
  • общая;
  • особенная.

На занятиях, относящихся к вводной части курса, определяется место предмета в системе наук соответствующего направления. Ставятся задачи курса и дается характеристика необходимых компетенций.

Общая часть «Информационного права» посвящена таким вопросам, как предмет и источники информационного права, характер информационных правоотношении, принципы и методы информационного права.

Занятия, относящиеся к особенной части дисциплины отражают специфику преподавания «Информационного права» в данном вузе и для данной специальности.

Пример 1

Например, на факультете журналистики особое внимание в курсе «Информационного права» будет уделяться регулированию правового статуса СМИ, распространению информации, регулированию взаимоотношений с государственными структурами и ответственности журналиста. Для экономистов, наряду с общими вопросами информационного права, особое внимание должно уделять вопросам правового регулирования информационной безопасности и коммерческой тайны.

Методическое обеспечение преподавания информационного права в вузе

Определение 4

Методика преподавания права – отрасль науки, лежащая на стыке педагогики и права, предметом которой являются методические приемы и средства обучения праву, формирования практических умений и навыков, формирования правовой культуры, правового мышления и правового сознания.

В связи с интенсивным развитием информационной сферы общества, информационного законодательства и правоприменительной практики, методика преподавания информационного права отличается особой динамичностью, что требует от преподавателя в аудитории высокого педагогического мастерства, гибкости, творческого осмысления существующих методов правового обучения с целью применения их в конкретной аудитории обучающихся.

Основой методического обеспечения дисциплины «Информационное право» является курс лекций и семинарских занятий.

Замечание 1

Важная проблема преподавания дисциплины - несовершенство понятийного аппарата.

Множество понятий, используемых в информационном праве не нашли законодательного закрепления, либо в информационном законодательстве РФ закреплены термины, определения которых различаются в различных правовых актах (защита информации, персональные данные и другие).

Основными видами учебных занятий по информационному праву являются лекции и практические (семинарские) занятия.

В процессе лекций студенты получают систематизированные основы научных знаний по дисциплине. Каждая лекция носит проблемный характер, раскрывает наиболее сложные и дискуссионные вопросы рассматриваемой темы, выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции Лекция как метод традиционного обучения является неэффективным при обучении информационному праву, при котором студент является пассивным слушателем.

Замечание 2

В процессе каждой лекции по информационному праву должны применяться интерактивные методы обучения и информационные технологии.

Применение интерактивных методов в процессе лекции требует от преподавателя глубокого знания своего предмета, а от студента - некоторой предварительной подготовки. Современными педагогическими технологиями, применяемыми в процессе лекций по дисциплине является кейс-метод и метод проектов. Каждая студенческая группа работает над практико-ориентированным проектом, который защищается публично.

На практических занятиях также должны быть использованы активные и интерактивные методы обучения:

  • работа в группах,
  • анализ конкретных ситуаций,
  • семинар-конференция,
  • семинар-дискуссия,
  • круглый стол,
  • индивидуальный и групповой практикум.

Для контроля знаний по дисциплине «Информационное право» могут быть использованы различные средства диагностики:

  • устный и письменный опрос,
  • коллоквиум,
  • тестирование,
  • контрольная работа,
  • письменные отчеты по индивидуальным и групповым практическим упражнениям и другие.

Распространённым способом количественной оценки учебных достижений студентов является рейтинговый контроль. Итоговая оценка знаний студента формируется из итоговых оценок по каждому модулю и результатов промежуточной аттестации. Разработанные критерии оценки знаний и компетенций студентов по десятибальной шкале позволяют студенту оценивать объективность текущих и промежуточных оценок, выставленных преподавателем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :