Наука информационного права тесно связана с отраслью информационного права. В любой отрасли права предметом всегда будут общественные отношения, на которые непосредственно направлено регулирование.
Предметом отрасли информационного права являются отношения общественного характера, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе обращения ресурсов в информационной сфере.
Таким образом, предметом можно также назвать общественные правоотношения, возникающие в информационном процессе.
Наука информационного права представлена системой научных знаний и концепций.
Цель преподавания «Информационного права» в вузе заключается в передаче студентам знаний о характере информационной сферы и ее правовом обеспечении, выработке у них компетенций по применению норм отрасли информационного права.
В информационном праве превалирует всего два общих метода, а именно:
Информационное право РФ – это совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, непосредственно связанные с информацией, информационной деятельностью субъектов данной отрасли.
Данная дисциплина является достаточно молодой и недостаточно сформированной наукой.
Программа преподавания дисциплины «Информационное право» включает три основные части:
На занятиях, относящихся к вводной части курса, определяется место предмета в системе наук соответствующего направления. Ставятся задачи курса и дается характеристика необходимых компетенций.
Общая часть «Информационного права» посвящена таким вопросам, как предмет и источники информационного права, характер информационных правоотношении, принципы и методы информационного права.
Занятия, относящиеся к особенной части дисциплины отражают специфику преподавания «Информационного права» в данном вузе и для данной специальности.
Например, на факультете журналистики особое внимание в курсе «Информационного права» будет уделяться регулированию правового статуса СМИ, распространению информации, регулированию взаимоотношений с государственными структурами и ответственности журналиста. Для экономистов, наряду с общими вопросами информационного права, особое внимание должно уделять вопросам правового регулирования информационной безопасности и коммерческой тайны.
Методика преподавания права – отрасль науки, лежащая на стыке педагогики и права, предметом которой являются методические приемы и средства обучения праву, формирования практических умений и навыков, формирования правовой культуры, правового мышления и правового сознания.
В связи с интенсивным развитием информационной сферы общества, информационного законодательства и правоприменительной практики, методика преподавания информационного права отличается особой динамичностью, что требует от преподавателя в аудитории высокого педагогического мастерства, гибкости, творческого осмысления существующих методов правового обучения с целью применения их в конкретной аудитории обучающихся.
Основой методического обеспечения дисциплины «Информационное право» является курс лекций и семинарских занятий.
Важная проблема преподавания дисциплины - несовершенство понятийного аппарата.
Множество понятий, используемых в информационном праве не нашли законодательного закрепления, либо в информационном законодательстве РФ закреплены термины, определения которых различаются в различных правовых актах (защита информации, персональные данные и другие).
Основными видами учебных занятий по информационному праву являются лекции и практические (семинарские) занятия.
В процессе лекций студенты получают систематизированные основы научных знаний по дисциплине. Каждая лекция носит проблемный характер, раскрывает наиболее сложные и дискуссионные вопросы рассматриваемой темы, выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции Лекция как метод традиционного обучения является неэффективным при обучении информационному праву, при котором студент является пассивным слушателем.
В процессе каждой лекции по информационному праву должны применяться интерактивные методы обучения и информационные технологии.
Применение интерактивных методов в процессе лекции требует от преподавателя глубокого знания своего предмета, а от студента - некоторой предварительной подготовки. Современными педагогическими технологиями, применяемыми в процессе лекций по дисциплине является кейс-метод и метод проектов. Каждая студенческая группа работает над практико-ориентированным проектом, который защищается публично.
На практических занятиях также должны быть использованы активные и интерактивные методы обучения:
Для контроля знаний по дисциплине «Информационное право» могут быть использованы различные средства диагностики:
Распространённым способом количественной оценки учебных достижений студентов является рейтинговый контроль. Итоговая оценка знаний студента формируется из итоговых оценок по каждому модулю и результатов промежуточной аттестации. Разработанные критерии оценки знаний и компетенций студентов по десятибальной шкале позволяют студенту оценивать объективность текущих и промежуточных оценок, выставленных преподавателем.