В научной литературе по юриспруденции различаются и применяются 2 различных понятия избирательной системы: в широком и в узком смысле.
В широком смысле это объединение норм права, которые образуют избирательное право – совокупность юридических норм, регламентирующих участие граждан в выборах.
В узком смысле это объединение норм права, которые определяют итоги голосования. Эти нормы обуславливают виды выборов и избирательных округов, оформление бюллетеня, методы подсчета голосов и т.д.
В зависимости от вида избирательной системы, применяющейся на выборах, их результаты могут серьёзно различаться.
Виды избирательных систем определяются принципами образования представительного органа власти и способом распределения мандатов по итогам голосования. За продолжительную историю выборов были сформированы три основных виды избирательных систем, на базе которых происходят выборы во всем мире.
Мажоритарная система предполагает, что мандат получит кандидат, которому досталось наибольшее число голосов.
Эта система подразделяется на системы большинства:
Пропорциональная система предполагает, что выборные органы власти формируются через представительство политических партий, которые утверждает списки своих кандидатов, а избиратель голосует за один из этих списков. Распределение мандатов осуществляется пропорционально полученным голосам каждой партией.
Смешанная система предполагает, что распределение мандатов в представительный орган осуществляется частично по мажоритарной системе и частично по пропорциональной системе.
Российская избирательная система устроена следующим образом.
Высшие должностные лица избираются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. В случае неполучения кого-либо абсолютного большинства голосов, назначается второй тур, где будут состязаться кандидаты, занявшие первое и второе место в первом туре.
При выборах в региональный представительный орган используют смешанную избирательную систему, а при выборах в муниципальный представительный орган возможно использование как смешанной, так и мажоритарной системы относительного большинства.
В настоящее время смешанная система применяется на выборах в Госдуму: одна половина депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, другая – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с 5%ым барьером.
Избирательный процесс – это объединение форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные и местные органы власти.
Стадии избирательного процесса:
Назначение выборов представляет собой деятельность компетентных органов по определению дня голосования в установленный законом срок. Назначение даты выборов зависит от уровня избираемого органа:
Вслед за назначением дня голосования могут образовываться избирательные округа: единый федеральный, 225 одномандатных, а также избирательные участки.
Федеральный избирательный округ (по которому проходят выборы в Госдуму) включает всю территорию России. Образование одномандатных округов основано на представленных в ЦИК РФ региональными органами исполнительной власти данных о численности избирателей, зарегистрированных по отдельным областям.
При формировании одномандатных избирательных округов необходимо, чтобы было примерное их равенство по числу избирателей на их территориях; в пределах региона РФ не было территории, не включённой в какой-нибудь округ; не образовались округа из территорий двух и более регионов РФ; на территории каждого субъекта РФ должен быть создан как минимум 1 округ.
Образование избирательных участков основывается на сведениях о числе зарегистрированных жителей-избирателей. При этом необходимо, чтобы на территории каждого из участков было зарегистрировано не более 3 000 избирателей и границы избирательных округов не пересекались границами участков.
Избирательные комиссии – это законодательно формируемые коллегиальные органы, подготавливающие и проводящие выборы. Система избирательных комиссий, каждая из которых формируется вышестоящей комиссией:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) действует постоянно.
Состав ЦИК РФ (из 15 человек) обновляется с каждым переизбранием Государственной Думы. По трети членов назначают Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ.
Избирательные комиссии функционируют гласно в присутствии наблюдателей, а их решения обнародуются в обязательном порядке в общероссийских, региональных или местных СМИ.
Кандидаты и политические партии для участия в выборах обязаны зарегистрироваться в соответствующей избирательной комиссии. Зарегистрированные кандидаты и политические партии имеют право агитировать избирателей отдать свои голоса за них.
Агитационная деятельность должна быть прекращена в полночь за 24 часа до дня голосования. Избиратели голосуют по месту регистрации с 8.00 до 20.00. Если они не могут это сделать по месту жительства, то они имеют право взять открепительное удостоверение в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках.
Голоса избирателей, поданные за кандидатов, суммируют, и таким образом, определяются результаты выборов, которые обязаны быть официально обнародованы ЦИК РФ не позднее, чем через 3 недели после дня выборов.