В последнее время всё чаще стало появляться такое понятие, как национальная независимость. Идёт речь о её важном значении для развития государств и росте благосостояния граждан.
Национальной независимостью называют такое свойство и состояние нации, этноса, когда условия его жизни и развития не зависят от чужой воли, вмешательства иностранного государства и т.п.
Основным её признаком считается полноправие и верховенство нации в решении всех вопросов своего развития, которое выражается в национальном суверенитете. Национальный суверенитет составляет один из жизненно важных национальных интересов. Национальная безопасность также нацелена на национальный суверенитет как результат своей деятельности. Она подразумевает способность и готовность нации противодействовать политическому, экономическому, информационному давлению и т. д. Необходимым условием национальной независимости является противодействие любой формы военного вмешательства и агрессии.
Национальная независимость носит юридико-правовое значение, поскольку невозможно её обеспечить без разработки и утверждения в качестве нормативно-правовых актов демократичных начал установления и обеспечения независимости.
Также она носит морально-ценностное значение, т.е. действует вне сферы правового регулирования по следующим причинам:
Одной из основных идей национальной независимости выступает право на самоопределение, которое является одним из основополагающих принципов международного права, суть которого состоит в том, что каждый народ вправе самостоятельно решить вопросы о форме собственного государственного устройства, об установлении политико-правового статуса, об экономическом и культурном развитии и т.д.
Становление права на самоопределение началось еще в конце XVIII в., а сейчас оно провозглашено как одно из важнейших начал правового регулирования в Уставе ООН, благодаря которому между нациями развиваются дружественные отношения.
Право на самоопределение подразумевает не только возможность народа отделиться от государства, но и довольно большое количество возможностей для самоопределения. Его способами могут быть отказ от определенных прав, или, напротив, установление автономного режима самоуправления, различные формы культурного обособления одних народов от других, и т.д.
Одним из приоритетных направлений развития Узбекистана является совершенствование духовности общества, задачей которого была определена разработка идеи национальной независимости и ее внедрении в сознание людей.
В Узбекистане считают, что побороть господствовавшую коммунистическую идеологию можно только другой идеологией, в качестве которой была выбрана идея национальной независимости.
Программными целями национальной идеи Узбекистана, основанной на древних традициях, обычаях, языке, душе и духе народа, а также общечеловеческих ценностях, являются:
Наиглавнейшей целью Узбекистана в сфере духовности считается постепенное продолжение добрых дел, начатых ими в годы независимости, например, возрождение национальных ценностей, осознание самих себя, восстановление положения и уважения их священной религии в их духовной жизни, поднятие их на новый уровень и усиление их действенности.
Сейчас борются за души и сознание людей на идеологическом уровне. В Узбекистане вероятно распространение среди населения религиозного экстремизма.
Для предотвращения подобного нужно укрепить веру людей, усилить их волю, воспитать их полноценными личностями, имеющими свое собственное мнение. Нужно поселить в сердцах их детей здоровое отношение к Родине, к их насыщенной истории, священной религии их предков, при необходимости укрепить их идеологический иммунитет.
Таким образом, была сформирована идея национальной независимости, которая заключается в построении и развитии свободной, процветающей и основанной на гуманных принципах (воспитание зрелой личности, социальное сотрудничество, обеспечение межнационального мира и межрелигиозная терпимость) Родины, свободной и благополучной жизни.
Внедрение основных принципов идеи национальной независимости Узбекистана в сознание и души людей осуществляется систематически через учреждения образования и культуры, литературу, трудовые сообщества. Например, идея национальной независимости в качестве предмета включена в образовательный процесс всех учебных заведений страны.