Государство в ранний период


Государство в ранний период

Раннее государство

Наиболее жизнеспособной и, следовательно, распространённой формой организации сложных обществ оказалось государство. Одной из теорий о государстве является теория раннего государства, детально разработанная авторами Скальником и Классеном в одноимённом научном труде от 1978 года. По их мнению, раннее государство — это начальная стадия эволюции докапиталистических неиндустриальных государств.

Раннее государство представляет собой 3-уровневую социально-политическую организацию, предназначенную для упорядочения социальных отношений в обществе, которое разделено минимум на 2 основных класса — правителей и подданных, чьи отношения урегулированы идеологией, основанной на ритуализированном дарении благ (реципрокность).

Замечание 1

По мнению Гринина, раннее государство — это обособленная от населения, построенная не на принципе родства, суверенная и верховная организация власти, имеющая возможность заставить выполнить свои требования, внести изменения в отношения, осуществить нововведения и перераспределить ресурсы.

В разные периоды времени ранее государство трактовали как дофеодальное, раннефеодальное, раннеклассовое, сословное или варварское государство.

Существует множество отличий между ранними государствами, в частности по степени развитости централизации, управления, налоговой и судебной систем.

Характеристики раннего государства

Раннее государство является результатом эволюции этнической общности. Формирование устойчивых черт государственности у конкретного объединения приводит к его отчетливому политическому и географическому отделению от других.

Государство в ранний период обладает большой численностью населения (до 100 тысяч). Это позволило собирать в пользу государства достаточный объем продуктов труда. При этом есть возможность этнической разнородности населения (особенно в случае завоевания), что может дополнить социально-политическую иерархию.

Управление ранним государством состоит из 3 уровней — каждый со своими задачами и функциями.

  1. Управление в центре государства является абсолютно независимым институтом, обособившимся от родов, общин, кланов и занятым самодовлеющей общегосударственной деятельностью.
  2. Управление областями применяет организацию и задачи прежних чифдом, и даже стоит в клановой преемственности к ним.
  3. Общинное управление — самое традиционное и древнее по происхождению; его ещё нельзя отделить от традиционно-общинного самоуправления, но упростились его функции (главное — исполнять решения, принятые сверху).

Распределение по уровням утверждается формированием профессиональных классов-сословий: воинов, жрецов, ремесленников, писцов, сборщиков податей и так далее.

Эволюция раннего государства сопровождается развитием жизни городов. Городская жизнь утверждает деление общества по классам, элитное потребление перерастает в другой образ жизни — начинается расслоение на культуру верхов и низов.

Овладение продуктом порождает тенденцию передачи контроля над ресурсами из государственных рук в частные; обмен товарами стимулирует формирование частной собственности, в обособлении которой наиболее заинтересованы сложившиеся господствующие слои.

Вдобавок государство обретает функцию принуждения и кары, появляется деятельность полиции. Кроме того, развивается правовая сфера права, защищающая эти отношения.

Потребность в традиционно устойчивом централизованном управлении этим комплексом с внутренними неоднозначными, противоположными интересами заставляет измениться прежнее право обычая — возникает нужда в законах, которые стимулируют образование правильной деятельности суда в государстве.

Общность, образовавшая государство, посредством религиозной идеологии утверждает культурную и духовную оппозицию остальным общностям. Господствующий слой по-особому использует эту идеологию, в собственных интересах, она становится политической идеей власти.

Сформированы минимальные пределы размера и сложности для существования общества (от нескольких тысяч жителей). Хотя чаще требуется больший размер, а по мере развития государства его объемы, как правило, многократно возрастают.

Необходимо наличие в обществе производственной основы, выраженной в сельском хозяйстве, торговле и ремесле.

Также в обществе происходит заметная социальная стратификация.

Нужен определенный уровень сложности политической жизни и структуры управления: как показывают исследования, минимальное число уровней управления должно быть равно 3.

Замечание 2

В раннем государстве окончательно формируются элементы государственности и правовой системы, которые впоследствии начинают изменяться, подстраиваться под обстоятельства. С этого момента начинается история государственной организации и права.

Типология ранних государств

По степени зрелости ранее государства у Классена и П. Скальника делятся на:

  • зачаточное
  • типичное
  • переходное.
Замечание 3

Данная типология в научных кругах часто поддаётся критике из-за отсутствия разграничений между ранним государством и вождеством.

Различные авторы выделяют ранние государства:

  • бюрократические (Третья династия Ура в Месопотамии);
  • сакральные (большинство ранних государств Африки);
  • дружинные, (Русь, Норвегия);
  • военно-торговые, (Хазария, Тюркский каганат);
  • военно-феодальные (Русь и европейские государства в средние века);
  • общинные, (Бенин).

Согласно Деопику, возможно деление ранних государств на первичные, возникшие и развивавшиеся исключительно самостоятельно, и вторичные, использующие в своём развитии (добровольно или принудительно) опыт соседних образований. Ко вторичным относятся большая часть существовавших государств.

Теория аналогов раннего государства

Кроме государств в истории существовали сложные негосударственные общества, приближавшиеся по своим характеристикам (размерам, уровню развития и культурным особенностям) к государству. При этом условия, требуемые для образования государства, не складывались, и эти общества продолжали развиваться самостоятельно и самобытно.

Для обозначения этих политических образований, схожих с ранними государствами, Л. Е. Грининым было предложено понятие аналогов раннего государства. Он считал, что ранние государства и их аналоги различаются по применяющимся способам общественного управления и устройству политической жизни.

Например, отличия государства от их аналогов заключаются в:

  • большей сложности организации управления,
  • большей преобразовательной деятельности, способности принуждать к выполнению своих требований и менять отношения и нормы, исходя из собственных задач и интересов;
  • большей опоре на нетрадиционные (формальные, юридические, административные) основания;
  • отсутствии практики привлечения граждан на государственную службу только по родовому принципу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :