Понятие, признаки и метод отрасли административного права
Определение 1
Административное право - это отрасль правовой системы России, выраженная в системе юридических норм, которая регламентирует общественные отношения, возникающие в результате реализации задач и функций государственных и муниципальных органов при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения, имеющие место внутри какой-нибудь организации.
Административное право характеризуются такими признаками, как:
- это одна из основ публичного права;
- это объединение юридических норм;
- обладает обособленным предметом – управленческие отношения в разных сферах (в первую очередь, в государственном управлении);
- обладает собственным методом;
- наличие внутренней согласованности;
- внешне выражено, т. е. закреплено в конкретных формах-источниках.
Предмет административного права состоит из отношений, возникающих в сфере государственного управления и других областях общественной жизни.
Нормы административного права регламентируют управленческие отношения, выделяемые по субъектам (между соподчинёнными и несоподчинёнными субъектами государственного управления, исполнительными органами, общественными объединениями, государственными служащими, гражданами и другими субъектами); по территориальному устройству государства (между федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти); по направлению воздействия (внешние - связанные с исполнением функций исполнительных органов вовне, и внутренние - внутриорганизационные, внутрисистемные).
Отличительной чертой предмета административного права является динамичность.
Метод административного права составляет совокупность предписывающих (предписания), запрещающих (запреты) и дозволительных (дозволения) средств воздействия на управленческие отношения.
Сейчас более широко применяются диспозитивные средства правового регулирования, что вызвано стремлением децентрализовать государственное управление.
Метод административного права характеризуется тем, что он:
- является определенным сочетанием дозволительных, запрещающих и предписывающих средств;
- содержит правовые средства распорядительного типа;
- чаще всего является односторонним волеизъявлением одного из субъектов регулируемого отношения;
- предусматривает применение диспозитивных средств;
- отличается динамизмом, что вызвано природой управленческих отношений.
Система административного права
Административное право как система является внутренним строением административного права как отрасли права, объединением взаимосвязанных, взаимообусловленных институтов и норм прав.
Она является объективным правовым явлением, включающие определённые элементы. Кроме того, эта система обусловлена особенностями регулируемых общественных отношений и изменяется с учетом изменения своего предмета, то есть управленческих отношений.
Определение 2
Административно-правовой институт - это объединение административно-правовых норм, регламентирующих конкретный вид управленческих отношений.
К институтам административного права относятся институты принципов, форм и методов государственного управления, обеспечения правопорядка в нём; административно-правового статуса людей, исполнительных органов, общественных объединений, фирм и других субъектов управления; государственной и муниципальной службы; административно-правовых режимов; административной ответственности и процесса; административно-правовых основ управления в экономической, в административно-правовой и в социально-культурной сфере, а также межотраслевого управления (координации).
Системообразующим фактором административного права являются его источники, под которыми подразумевают внешнее выражение и закрепление содержания административно-правовых норм. К этим источникам относятся:
- нормативный правовой акт – это включающий административно-правовые нормы акт, принятый уполномоченными субъектами правотворчества;
- административно-правовой договор – это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, включающие нормы административного права;
- административный прецедент – это решение по конкретному управленческому делу, обретающее обязательную силу для всех последующих аналогичных дел;
- правовой обычай – это утверждённое государством исторически сложившееся правило поведения в управленческой сфере;
- наука административного права (доктрина) – это научные труды по вопросам административного права, являющиеся базисом для разработки новых норм административного права и принимаются решения по конкретным делам.
- правосознание - это совокупность взглядов, на основании которых разрабатываются нормы административного права и выносятся решения по конкретным управленческим делам (применялось в первые годы СССР).
Административное право в системе российского права
Наиболее тесные связи административное право имеет со следующими отраслями правовой системы России:
- конституционным правом, которое закрепляет основные права и свободы, основы устройства государства, федерального устройства и систему государственных органов. Административное право детализирует конституционно-правовые нормы, утверждает порядок реализации прав и свобод граждан в государственном управлении, полномочия и функционирование исполнительных органов;
- гражданским правом, чьи нормы регламентируют частноправовые отношения, имеющие место в государственном управлении, по управлению имуществом и по реализации личных неимущественных благ. Административное право утверждает порядок передачи имущества, лицензирования, контроля и т.п.;
- уголовным правом, с чьими нормами административно-правовые нормы взаимодействуют при обеспечении общественного порядка и безопасности с помощью применения мер уголовной и административной ответственности;
- финансовым правом, которое регламентирует управленческие отношения, связанные с бюджетом и налогами. Административное право определяет систему органов управления в сфере финансов и кредита и порядок их деятельности;
- земельным и экологическим правом, поскольку большая часть отношений, образующих их предмету (в частности, по применению мер государственного принуждения), регламентируется административно-правовыми нормами;
- трудовым правом, с которым административное право регламентируют вопросы государственной службы;
- процессуальными правом в уголовном и гражданском праве, чьи нормы зачастую субсидиарно применяются в рамках административного процесса.