Психическое развитие детей дошкольного возраста


Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социально-психологические особенности вхождения в дошкольный возраст

Дошкольный возраст ограничивается периодом от 3 до 6-7 лет.

Ребенок, вступает в дошкольный возраст через преодоление кризиса 3 лет, когда происходит отделение от взрослого и создаются предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Рамки социального взаимодействия дошкольников расширяются (детский сад, улица, город) ребенок выходит за привычные рамки и открывает для себя расширяющийся мир человеческих отношений.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками позволяет реализовывать становление личности ребёнка.

Одним из значимых средств общения становится речь. Младшие дошкольники задают множество вопросов, обращаясь к взрослому как к авторитету и источнику информации. Дошкольники хотят, чтобы взрослые всерьёз относились к ним, как партнерам и товарищам по общению.

Общение на базе сотрудничества получило название познавательного общения и при его отсутствии, может возникать негативизм и упрямство в поведении детей.

В дошкольном возрасте возникает еще одна форма общения –личностное, которое характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению поступков других людей и своих собственных поступков на основе нравственных норм.

Формы сотрудничества старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту дошкольники осваивают ряд форм сотрудничества в совместной деятельности:

  • могут чередовать и согласовывать действия
  • совместно выполнять одну операцию
  • контролировать действия партнера
  • исправлять ошибки
  • помогать выполнять часть работы
  • принимать замечания
  • исправлять свои ошибки

В общении со сверстниками дети приобретают опыт социального взаимодействия руководства и подчинения, осваивают нормы социализации.

Центром социальной ситуации развития является взрослый, как носитель общественно-культурный функции (мама, врач, воспитатель и др.).

Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых и это противоречие разрешается в игре, которая рассматривается как ведущий вид деятельности.

Особенности игры в дошкольном возрасте

Игра моделирует реальную жизнь взрослых и помогает действовать в ней.

Предметом игровой деятельности, чаще всего, является взрослый, выполняющий определенные общественные функции, который вступает в отношения с другими взрослыми по определенным правилам.

Игры сменяют одна другую на протяжении дошкольного возраста, рассмотрим виды игры, возникающие в течение дошкольного возраста:

  1. Предметная игра – самый ранний вид игры, связанный с овладением функциями предметов, которые еще не доступны в реальной деятельности (покормить Мишку, порезать овощи, сделать салат, позвонить, погладить белье).
  2. Сюжетно-ролевая игра следующий вид игры и следующий этап развития.
  3. Здесь реализуются человеческие отношения и роли.
  4. В дальнейшем игра переходит на этап игры с правилами, которая появляется к концу дошкольного возраста.

Здесь ролевое выполнение отходит на второй план, главным становится четкое выполнение правил ( спортивные игры или настольные игры)

Компоненты игры по Д.Б. Эльконину:

  • игровые условия – участвующие в игре компоненты (кукла, игрушки и предметы и т.д.)
  • сюжетная область – та, которая отражается в игре
  • содержание игры – те моменты и отношения, которые воспроизводятся в игре

Считается, что ребенок в 3-4 года может посвятить игре 10-15 минут, для детей 4-5 летнего возраста игра может продолжаться уже 40-50 минут, в старшем дошкольном возрасте игра может длиться несколько часов или даже дней.

Роль игры в развитии психики

В игре ребенок учится:

  • полноценно общаться со сверстниками
  • подчинять свои импульсы и желания правилам игры, то есть осваивает условия поведения в социуме
  • развивает волевые качества и выстраивают соподчинение мотивов (вынужден подчиняться правилам, «хочу, но нельзя) и т.д.

В игре активно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства, возникают новые мотивы и потребности, в игре появляются новые виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование)

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Центральное новообразование дошкольного возраста – это соподчинение мотивов.

Кроме того, важнейшими новообразованиями будут: появление правильной речи, развитие произвольной памяти, начало развития непроизвольной памяти, формирование и развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоционально аффективной сферы и формирование плана действий.

Восприятие становится менее аффективным, эмоциональным, становится осмысленным, анализирующим.

Ребёнок познаёт мир, рассматривает, наблюдает, требует ответов на вопросы, усваивает эталоны (знает цвета, оттенки, форму и величину).

Мышление реализует переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, мышление и восприятие настолько тесно связаны, что употребляется такой термин как наглядно образное мышление.

Дошкольный возраст – наиболее сензитивный для развития памяти, память непроизвольна, но ребёнок сможет запомнить большое количество информации, особенно рифмованной и особенно запоминает информацию тогда, когда её переживает. Хорошо развита механическая память, между четырьмя и пятью годами начинает развиваться произвольная память, способности к запоминанию.

Аффективная сфера отражает снижение сильных эффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, нервная система укрепляется.

Мотивационная сфера: выстраивается соподчинение мотивов появляется самосознание, потребностей, способностей и т.д.

Это психологическое время личности, здесь закладываются отношения ребенка в прошлом, будущем и настоящем. Дети плохо помнят период раннего детства, но, чаще всего, именно дошкольный возраст помнится особенно хорошо. Это время половой идентификации и знакомства с социальными стереотипами.

Пример 1

"Мальчики сильные, не плачут и не играют с куклами" - один из социальных стереотипов



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :