На протяжении всей истории становления и развития человеческого общества происходит совершенствование методологии естественнонаучного исследования. Философы, учёные, врачи и психологи в разные времена занимались изучением основ естественнонаучного познания.
На первом этапе для определения методов исследования необходимо было выявление мотивов, побуждающих людей заниматься научными исследованиями.
Так, в античный период Аристотелем были определены четыре вида причин, побуждающих к научной деятельности:
На основе данных причин были определены важнейшие методы естественнонаучного исследования.
Движущие силы, благодаря которым достигаются результаты исследовательской деятельности, значимые для социума, определяются актуальными интересами и потребностями. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей изменяются с большой скоростью, что не может не отразиться на методологии естественнонаучного исследования.
Для достижения целей исследования, решения его задач и доказательства гипотезы в различных разделах естествознания используются разообразные методы.
Данные методы можно разделить на три основные группы:
Наблюдение – целенаправленное восприятие определённых предметов, явлений, процессов результате которого исследователю удаётся получить фактический материал. В ходе наблюдения, как правило, ведутся записи (протоколы). Наблюдение в естествознании проводится по плану, составленному заблаговременно.
Данный метод исследования в естествознании имеет как положительные, так и негативные стороны.
Основной положительной характеристикой является то, что наблюдать за исследуемым объектом можно в любое время.
Важнейшими негативными факторами при этом являются следующие:
Эксперимент – целенаправленно организованная деятельность, целью которой является изучение причинно-следственных связей в процессах и явлениях для определения эффективности исследовательской деятельности в какой-либо области естествознания и условий её проведения. Это часто приоритетный метод исследования различных биологических процессов, благодаря которому получено множество сведений о строении и функционировании живых организмов.
Виды эксперимента:
Обычно в естествознании применяют естественный эксперимент. Он бывает:
Беседа – самостоятельный, как правило, дополнительный метод исследования, использующийся для получения информации или объяснения (уточнения) того, что не было достаточно чётко выясненным в процессе наблюдения. Беседа проводится по заранее составленному плану с выделением вопросов. Обычно она ведётся в свободной форме, без фиксирования ответов собеседника.
Разновидностями беседы служат:
Изучение продуктов деятельности: графиков, таблиц, рисунков, результатов различных видов жизнедеятельности. Анализ указанных объектов даёт комплексное представление об области исследования.
Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).
Теоретические методы необходимы для выявления проблемы, формулирования гипотезы и для анализа полученных фактических материалов.
Математические методы применяют в различных сферах естественнонаучного исследования с целью обработки полученных результатов исследования. К наиболее распространенным методам относят:
Статистические методы в естествознании применяют с целью обработки массового материала. Их используют практически во всех областях естествознания.
Методы статистики необходимы для получения и обоснования каких-либо суждений о группе (объектов или субъектов) с определённой внутренней неоднородностью. На современном этапе естествознания исследователи выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов):