Естествознание представляет собой совокупность знаний о многообразных природных объектах и процессах.
В контексте исторического развития недопустимо объединение понятий «естествознание» и «естественные науки», поскольку в период развития естествознания конкретные естественные науки ещё не были известны человечеству.
Начало естествознания было положено более 3000 лет назад. В это время оно, разумеется, не подразделялось на биологию, химию, физику, астрономию и географию. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям.
Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть исключая произвол человеческой воли.
В античный период были заложены основы естествознания. Так, различные древнегреческие мыслители активно исследовали устройство и возможности человеческого организма, рассуждали о свойствах небесных тел и природных явлений. Уже тогда древнегреческий философ Демокрит высказал идеи об атомарном строении всех существующих тел и веществ.
Большой вклад в развитие естествознания данного периода был сделан Аристотелем. Он описал множество видов животных, исследовал строение и функции организма человека, а также выдвигал множество идей об устройстве Вселенной.
В период Средневековья развитие естествознания в Европе серьёзно сдерживалось требованиями представителей христианства, поэтому заметного развития представления об окружающем мире не было.
Однако на Востоке картина была другой. Этому способствовала деятельность философа, врача и учёного Абу Али ибн Сины (Авиценны). Одним из наиболее значимых предположений Авиценны было то, что многие заболевания могут быть вызваны мельчайшими организмами, не видимыми человеческим глазом. Также он определил заразность многих инфекционных заболеваний, выявил различия между холерой и чумой, многое сделал для получения лекарственных средств.
После средневекового застоя естествознание получило новые возможности для своего развития в эпоху Возрождения. Важное достижение естествознания в эпоху Возрождения - учение Николая Коперника, которое привело доказательства, Земля центром мироздания не является. На смену геоцентрической системы мира, которую разработал Птолемей, пришла Гелиоцентрическая система Н. Коперника. Таким образом, наука доказала своё значение в перспективном развитии мировоззрения.
Эпоху Великих географических открытий традиционно связывают с эпохой Возрождения. В этот период мореплаватели получили техническую возможность совершать морские поездки на дальние расстояния. В результате на карте мира появилось множество новых географических объектов. Также европейские исследователи смоги описать много новых видов животных, которые не были известны им ранее.
Эпоха Нового Времени стала этапом окончательного формирования различных естественных наук. Большое значение в данный период имели труды Галилео Галилея, Исаака Ньютона, благодаря которым было сформировано представление о классической механике – одного из основных разделов физики.
Большой объём исследовательской работы в данный период был проведён в различных разделах биологии. Во многом этому способствовало развитие необходимых технических возможностей и накопление знаний о живых организмах и среде их обитания. Именно в данный период получили своё развитие эволюционные представления об органическом мире.
Современный этап развития естествознания как науки
В настоящее время, когда сформировались отдельные естественные науки, естествознание рассматривается в качестве их совокупности.
Современное естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее разнообразными сторонами и связями со многими науками.
Различают три важнейших аспекта современного естествознания как науки:
Важнейшей целью современного естествознания является поиск сущности природных явлений, а также поиск возможностей практического использования естественнонаучных открытий с целью дальнейшего развития человеческой цивилизации.
В основе методов естествознания лежит единство теоретических и эмпирических исследований окружающего мира. Эмпирическая часть предполагает поиск и сбор информации, их описание с последующей систематизацией. Теоретическая сторона связана с объяснением и обобщением гипотез, законов, закономерностей.
На современном этапе развития естествознания большое значение имеет его связь с другими науками, а также применение естественнонаучных знаний в практической деятельности.
Естествознание в настоящее время ощущает тесную связь с экономикой, что прежде всего связано с рациональным использованием невозобновимых природных ресурсов.
Большое значение имеет связь естествознания и этики, поскольку на современном этапе развития научно-технического прогресса эксперименты в области естествознания могут стать причиной серьёзного воздействия на окружающую среду, а некоторые из них связаны с изменением всей человеческой сущности.
Прикладные направления естествознания становятся всё более актуальными с каждым годом. Так, эксперименты в области биотехнологии, которые активно развиваются стараниями учёных, впоследствии могут спасти человечество от голода, если будет утрачена возможность естественного роста растений, а также являются основой получения необходимых лекарственных средств.
Таким образом, в современном естествознании как науке прослеживаются две основные тенденции: